Радиоактивный "Хаттон" создал проблемы "Севмашпредприятию"
26 февраля т.г. в архангельском выпуске газеты «Известия» опубликована статья А.Смирнова и А.Шошина «Рабочие Севмаша расплачиваются здоровьем за покупку радиоактивного «Хаттона», от которого уже открестилась Норвегия»:
27 февраля, на северодвинском ФГУП «Севмашпредприятие» состоится вывод из цеха 2-го суперблока кессона морской ледостойкой стационарной буровой платформы «Приразломная». Как сообщили «Известиям» в пресс-службе Севмаша, в течение нескольких дней «с черепашьей скоростью» суперблок будут двигать к пирсу, возле которого в дальнейшем на плаву состыкуют все четыре части будущего кессона (нижнего основания платформы).
Владелец и заказчик — ЗАО «Севморнефтегаз» («дочка» «Роснефти» и «Газпрома») — требует от северодвинских корабелов, чтобы платформа была готова полностью уже к следующему году. С ее помощью на Приразломном месторождении в Печорском море будут добывать нефть. Президент «Роснефти» Сергей Богданчиков во время своего визита на Севмаш 16 января 2004 года в очередной раз поторопил северодвинских корабелов со сдачей кессона и заявил, что «главное — установить основание платформы, потому что это 90% дела».
Между тем накануне спуска на воду первого готового блока вокруг платформы разгорелся нешуточный скандал. В верхней части еще недостроенной «Приразломной» — купленной у Норвегии платформы «Хаттон» — российские эксперты обнаружили источники радиоактивного излучения. Дело запахло международным скандалом. Шум дошел до Норвегии, и в начале этой недели советник Государственного ведомства по радиационной защите Хелен Стенсруд заявила, что Норвегия не несет ответственности за продажу России нефтяной платформы «Хаттон» с повышенным уровнем радиоактивного излучения. Как сказала Стенсруд, Норвегия обычно не торгует отработавшими свой век платформами для их вторичного использования. Как правило, их покупают на металлолом. Почему Россия поступила иначе, она не комментирует.
«Хаттон» до того, как был продан в Россию, работал в море как минимум с 1984 года и за это время, как полагают специалисты, полностью выработал свой ресурс. Повышенное ионизирующее излучение в производственном блоке «Хаттона» обнаружили почти сразу после того, как в июле 2003 года платформу доставили на Севмашпредприятие в Северодвинске. За время использования платформы Норвегией, как утверждают наши специалисты, во внутренней обшивке ее технологических конструкций скопилось слишком много природных радионуклидов (в основном это радий-226 и торий-232). Кроме того, источники излучения содержатся и в некоторых приборах и тоже представляют опасность при демонтаже.
– В норвежском законодательстве нет никаких ограничений на экспорт и импорт оборудования с «наведенной» радиацией природного характера, — заявила Хелен Стенсруд. — Радиоактивные материалы естественного происхождения накапливаются в трубах и прилегающих конструкциях нефтяных платформ. Но рабочие не входят в соприкосновение с этими внутренними конструкциями, поэтому опасности для их здоровья нет.
По словам Стенсруд, с 2004 года норвежское законодательство стало более строгим в отношении экспорта и импорта радиоактивных отходов, поэтому, если бы российская сторона купила платформу «Хаттон» для ее последующей разделки на металлолом, уровень радиации стал бы предметом заботы властей Норвегии. В случае с «Хаттоном» речь идет о последующей эксплуатации бывшей в употреблении техники, поэтому Норвегия не обязана выставлять какие-то требования или ограничения.
Между прочим, как заявила Стенсруд, крупные норвежские компании, работающие на шельфе, предпочитают отправлять отслужившие нефтяные платформы на разделку в металлолом именно из-за проблем в международном праве, которые могут возникнуть в области экологии и безопасности.
– Мы свои старые платформы не продаем для их повторной эксплуатации, — подчеркнула информационный директор компании «Ношк Гидро» Кристин Брубакке. — Если же серьезная фирма намерена экспортировать свою платформу или сдать ее в аренду другой стране, то обычно страхует ее в «Ношке Веритас».
Звонок в «Ношке Веритас» доказал, что в этой компании платформу «Хаттон», проданную России, не страховали.
Кроме того, совсем недавно появилась информация, что фирма, продавшая России «Хаттон», вообще не норвежская. По некоторым источникам, настоящим продавцом и бывшим владельцем «Хаттона» была известная американская фирма «Kerr-McGee», прекратившая добычу нефти на исчерпанном месторождении Хаттон у берегов Шотландии и выставившая в 2002 году свою единственную работавшую там платформу с одноименным названием на продажу.
А в начале этой недели появилась еще одна любопытная информация.
«Kerr-McGee» сообщила, что 27 августа 2002 года продала платформу «Хаттон» ниже ожидаемой цены — всего за $29 миллионов. Покупателем выступила никому не известная фирма «Monitor TLP Ltd.», которая тут же перепродала платформу «Севморнефтегазу» — уже за 67 миллионов. После этой сделки «Monitor TLP Ltd.» нигде и никогда больше не появлялась, а 38 миллионов долларов, на которые «нагрели» российский бюджет, до сих пор никто не ищет и не пытается вернуть.
Руководитель научного отдела Музея нефти в Ставангере (Норвегия) Харальд Тоннесен рассказал, что на месторождении «Экофиск» норвежского шельфа в Северном море сейчас идет демонтаж четырнадцати стальных стационарных платформ, некоторые из них моложе «Хаттона». Их отдают по бросовой цене — хозяева идут на любые условия, реализуют даже на металлолом, лишь бы избавиться от необходимости тратиться на санацию радиоактивных и химических отходов. Все платформы изготовлены в период с 1973 по 1999 год, их демонтаж проводится в рамках выполнения конвенции OSPAR по экологической защите Северо-Восточной Атлантики, то есть обязателен и, кстати, отнюдь не дешев. Разборка на месте каждой платформы оценивается в $40 миллионов. Всего на шельфе Северного моря сейчас находится более 300 нефтяных платформ — выбирай любую. Почему «Севморнефтегаз» выбрал престарелый «Хаттон», купил его через третьи руки да еще за такую цену, остается загадкой.
Иные полагают, что иностранные следы в этой истории искать и вовсе не обязательно. Ответственность за экологическую безопасность покупки, а равно и за экономическую обоснованность целиком лежит на российской стороне. Но расплачиваться здоровьем за удачную сделку придется не руководству «Севморнефтегаза», а рабочим Севмаша, переоборудующим радиоактивный «Хаттон». Сейчас Севмаш вынужден отбиваться от нападок по поводу радиационной обстановки на территории предприятия и вести с нефтяной компанией нудные, тяжелые переговоры о том, что делать с источниками излучения дальше.
Архангельский прокурор по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах Валентина Скачкова отказывается комментировать ситуацию с «Хаттоном». Не смогла ничего сказать она и по поводу заявлений норвежской стороны о причастности к происходящему.
– Платформу приобретал не Севмаш, то есть — что бы там ни было — это не моя подследственность. Севмаш и сейчас не является собственником объекта, платформа просто на время строительных работ находится в его ведении, — заявила она «Известиям». — Ни о каких дополнительных проверках на территории я не слышала — они просто проводят плановую работу. В настоящее время мы ждем, что они рассмотрят наши замечания и определят сроки устранения обнаруженных нарушений. Я не сомневаюсь, что они все сделают в срок, Севмаш всегда выполняет наши предписания.
После того как в середине февраля в прессе стали появляться первые сообщения о том, что на «Хаттоне» обнаружена радиация, отдел ядерной и радиационной безопасности Севмаша провел санитарную проверку всех работающих на этом объекте. По словам начальника отдела Вячеслава Кузнецова, проверка была плановой, а не внеурочной.
– Были проверены не все работники платформы, а только те, кто работает в зоне контролируемого доступа, где есть оборудование, загрязненное природными радионуклидами, — рассказал «Известиям» Вячеслав Кузнецов. — Всего было проверено 400–500 человек. Нужно понимать, что работник, которому разрешен доступ на такие объекты, приказом руководителя подразделения должен быть отнесен к персоналу категории «А» на основе медицинского осмотра. Кроме того, все эти работники прошли аттестацию на знание соответствующих правил и норм. Конечно, они снабжены спецодеждой и работают 1700 часов в год вместо положенных 2000. Все эти нормы зафиксированы постановлением федерального правительства.
– В настоящее время Севмаш ведет переписку с консульством Норвегии. Не расскажете, о чем?
– Действительно, на прошлой неделе мы получили письмо от консула. Обеспокоенный шумом вокруг «Хаттона», он спрашивает, действительно ли все работы идут по утвержденному плану. Беспокоится, не коснется ли этот шум их доброго имени. Ведь на самом деле изначально никто ничего не скрывал. Есть акт дезактивации радиационных областей платформы, который был подписан при покупке. Но их нормативы отличаются от наших, поэтому мы должны были взять пробы и квалифицировать степень радиоактивного излучения по своим.
– Тогда что означают письма заместителя директора Севмаша к руководству «Севморнефтегаза», датированные сентябрем 2003 года, в которых он пишет, что Севмаш не может приступить к работам на платформе из-за запрета санэпиднадзора? И что значит ответ компании, что радиация — это проблема Севмаша? – Да, были письма. Суть, видимо, вот в чем. Для того чтобы организовать работы, необходимо было получить согласование объектовой СЭС. Мы должны были представить ей платформу и запросить заключение о ее безопасности. Процедура эта непростая. А «Севморнефтегаз» нас просто торопит, что понятно. По поводу ответственности за ввоз платформы и проблемы утилизации источников излучения мы с компанией действительно спорим. На этот счет тоже ведется переписка. «Фонящие» приборы в настоящее время уже извлечены и хранятся на площадке межоперационного хранения на территории завода. Там соблюдаются все санитарные нормы. Между тем компания пытается найти подрядчика, который взялся бы за утилизацию. Подрядчиком может стать и Севмаш, но пока этот вариант не рассматривается.
|