Разделы

Главная страница
Экологическое законодательство области
Экологические структуры
Экология и здоровье населения
Загрязнение окружающей среды
Экологическая экспертиза и оценка
Ресурсы Архангельской области
Проекты и конкурсы
Позиция
Экологическое просвещение
Каталог ссылок на экосайты
О проекте
Партнеры
Гостевая книга


Взгляд WWF на проблему сохранения малонарушенных лесов

Крупные массивы малонарушенных лесов Европейского Севера России имеют особую природоохранную ценность в связи с тем, что они являются последними в Европе эталонами дикой природы и способствуют поддержанию естественных экологических процессов на обширных территориях. Они включают в себя основной набор типичных лесных ландшафтов и представляют собой среду обитания как для редких и исчезающих, так и для типичных в лесной зоне видов растений и животных.

В настоящее время значительная часть этих массивов представляет собой арендную базу лесопромышленных компаний и может быть уничтожена в обозримом будущем. Поэтому, с точки зрения  WWF как природоохранной организации, необходима выработка особых решений по управлению этими массивами.

Для решения проблемы сохранения массивов малонарушенных лесов WWF считает оптимальным применение трехуровневого подхода:

Уровень особо охраняемой природной территории. Наиболее эффективным способом сохранения крупных массивов является создание особо охраняемой природной территории, режим которой исключает главное и промежуточное пользование (например, ландшафтный заказник и пр.).

Для создание ООПТ  в границах массива необходимо выделить наиболее ценное ядро (или несколько ядер) площадью не менее 50000 га для создания особо охраняемых природных территорий

Если создание ООПТ невозможно в ближайшей перспективе, необходимо объявить мораторий на рубки до тех пор, пока всеми заинтересованными сторонами в рамках переговорного процесса не будет найдено взаимоприемлемое социально, экономически и экологически обоснованное решение по сохранению, устойчивому управлению этими лесами. Местом для проведения этого переговорного процесса должен стать Архангельский общественный лесной совет, где представители администрации области, федеральных структур, науки и НГО могли бы искать приемлемые решения острых проблем, в том числе и будущего массивов малонарушенных лесов.

Кроме того, необходимо разработать и принять новую программу развития сети особо охраняемых природных территорий. Программа должна отражать следующие пункты:
1. Подробный анализ существующих ООПТ на предмет эффективного функционирования этих территорий;
2. Поиск на основе ландшафтного анализа и полевых материалов территорий, потенциально ценных для создания новых ООПТ. В первую очередь это касается естественных природных ландшафтов и природных комплексов, не подвергавшихся антропогенному воздействию (“Закон об охране окружающей среды в РФ”, ст.4, п.2);
3. Определение механизма финансирования ООПТ, в т.ч. и привлечение инвестиций.

На уровне региона должна быть принята стратегия управления массивами малонарушенных лесов. Стратегия должна разрабатываться при участии всех заинтересованных сторон с учетом экологического, экономического и социального факторов. Лучшим вариантом было бы включение такой стратегии в лесную политику Архангельской области. Попытки создания лесной политики предпринимались, но, к сожалению, не были доведены до конца. Что отчасти можно объяснить неясными перспективами развития лесного сектора, которые предлагает проект нового Лесного кодекса.

II. Уровень арендной базы предприятия.  Внутри арендной базы в ходе планового или непланового лесоустройства выделяются участки леса высокой природоохранной ценности. Большая часть таких участков попадает под действующее законодательство и выделяется в виде особо защитных участков (ОЗУ) и водоохранных зон рек, озер и болот. Для осуществления работы по сохранению, устойчивому управлению лесами на этом уровне необходимо, чтобы региональное агентство лесного хозяйства по Архангельской области и НАО утвердило следующие разработанные документы:
- Методическое руководство определения, выделения и сохранения лесов высокой природоохранной ценности в Архангельской области,
- Проект выделения особо защитных участков для Архангельской области.

III. Уровень делянки. При разработке делянки выделяются ключевые биотопы силами обученных вальщиков. Необходимо подготовить и утвердить на региональном уровне список таких ключевых биотопов и нормативы их выделения.

Наиболее сложная ситуация складывается с массивом малонарушенных лесов в междуречье Северной Двины и Пинеги (Двинско-Пинежский массив). Проблема его сохранения осложняется следующими факторами:
1) Более 90 % площади массива находятся в арендной базе лесопромышленных предприятий;
2) Значительное усыхание ельников, достигающее по разным оценкам  60 %, что в свою очередь, резко повышает пожарную опасность территории, а также  крайне отрицательно сказывается на качестве древесины. Выход деловой древесины в районах усыхания не более 35 %.

В последнее время на уровне областных и федеральных структур власти звучат заявления о необходимости проведения сплошных санитарных рубок на территории всего массива для того, чтобы “спасти” и поселки, которые находятся рядом.

До принятия каких-либо серьезных решений по Двинско-Пинежскому массиву нужно учитывать следующие факторы:
- Места массового усыхания ельников приурочены, главным образом, к участкам леса, граничащим с фронтом рубок и сдвигание границы вырубок будет сопровождаться продвижением очага усыхания вглубь массива;  
- Экономического потенциала предприятий, работающих в зоне массива, не хватит для того, чтобы освоить лес в ближайшие годы. Запасы леса в массиве оцениваются в 40 млн. м3. Для сравнения: ежегодные объемы рубок в области составляют не более 10 млн. м3. На объемы заготовок в междуречье сегодня приходится 5 %. То есть, в оперативном порядке при помощи сплошных санитарных рубок лес “спасти” не удастся;   
- Уничтожение крупнейшего в Европе лесного массива крайне негативно скажется на международном имидже Архангельской области, что отрицательно отразится на положении предприятий экспортеров лесной продукции;
- За последние сто лет известно несколько случаев усыхания лесов подобного масштаба, в том числе и в границах Двинско-Пинежского массива. Опыт показывает, что лес самостоятельно преодолевает последствия массового усыхания, восстанавливаясь через несколько десятилетий.

Если мы говорим о работе конкретных предприятий, то речь может идти о сплошных санитарных рубках, сконцентрированных в наиболее проблемных местах. Для того, чтобы после проведения таких рубок не оставалась пустыня, необходимо выделять особо защитные участки и оставлять ключевые биологические объекты на делянках так, как это делают в Швеции и Канаде при проведении сплошных рубок.

Важным условием сохранения Двинско-Пинежского массива является создание особо охраняемой природной территории. WWF провел полевое исследование восточной части массива, на основе чего было подготовлено эколого-экономическое обоснование создания ландшафтного заказника на территории Горковского лесничества Выйского лесхоза площадью 70000 га. Эта территория не передана в аренду, и сегодня нужна воля администрации области, чтобы этот участок был сохранен. Что касается остальной части массива, то, находясь в аренде лесопромышленных компаний, решение о ее сохранении или устойчивом управлении требует переговорного процесса и нахождения компромисса с этими компаниями при участии администрации области. Такой переговорный процесс мог бы обеспечить Архангельский общественный лесной совет, о котором говорилось выше.

WWF надеется на то, что решения, вырабатываемые на областном и федеральном уровне, о судьбе массивов малонарушенных лесов будут иметь взвешенный, продуманный характер и отражать интересы всех сторон.

Андрей Щеголев, руководитель Архангельского проектного офиса WWF



02 декабря 2004 Использование лесных ресурсов Архангельской области в 2002 году
06 февраля 2004 Новый проект Лесного кодекса Минэкономразвития вызывает серьезные опасения экологов
19 февраля 2004 В Архангельске состоялась пресс-конференция "Новый лесной кодекс — угроза лесам России"
14 апреля 2004 Архангельские ученые серьезно обеспокоены состоянием лесных ресурсов Европейского Севера
21 апреля 2004 Экологи и лесопромышленники решали, как сохранить уникальные лесные массивы Архангельской области
25 августа 2004 Двинско-Пинежский лесной массив надо сохранить для будущих поколений
01 декабря 2004 Что такое FSC сертификация?
13 апреля 2005 Лес не любит плохих хозяев
22 апреля 2005 Архангельская область занимает лидирующее положение в сфере лесной сертификации
25 декабря 2004 Forest.ru — Все о Российских лесах
27 декабря 2004 Общественные организации обменялись мнениями с руководством Агентства лесного хозяйства
28 декабря 2004 Интервью Сергея Лялюшкина, руководителя Архангельского агентства лесного хозяйства
17 января 2005 Гринпис России обратился к губернатору Архангельской области
17 января 2005 Лесная страница Гринпис России
25 февраля 2005 Всемирный фонд дикой природы: 2 года в Архангельской области
14 марта 2005 В России открыт национальный офис Лесного попечительского совета
25 марта 2005 Архангельское облсобрание рекомендует Госдуме отклонить проект нового Лесного кодекса
30 декабря 2004 Использование лесных ресурсов Архангельской области в 2003 году
12 мая 2005 О неотложных мерах по сохранению и использованию усыхающих лесных массивов в междуречье Северной Двины и Пинеги
11 мая 2005 Агентство лесного хозяйства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
27 мая 2005 Архангельская область возражает против проекта Лесного кодекса РФ
20 мая 2005 WWF — за ландшафтный подход в управлении лесами
24 мая 2005 В Архангельске вырубают тополя
24 июня 2005 Одобрена работа Архангельского офиса WWF
12 июля 2005 В онежских лесах работает научная экспедиция WWF
23 сентября 2005 Как создать школьное лесничество.
07 ноября 2005 Справка о соблюдении экологических требований при использовании лесного фонда области
25 ноября 2005 Информация о лесных конкурсах
07 декабря 2005 В Архангельске обсудят проблемы лесов высокой природоохранной ценности
23 июня 2006 В Двинско-Пинежский массив отправляется научно-исследовательская экспедиция
27 июня 2006 Извещение о проведении лесного конкурса
27 марта 2006 Извещение о проведении лесного аукциона 12 апреля
26 февраля 2006 В Архангельской области разработают региональный стандарт FSC-сертификации
28 марта 2006 Извещение о проведении лесного аукциона 19 апреля
30 марта 2006 Извещение о проведении лесного конкурса 13 апреля
12 апреля 2006 Извещение о проведении лесного конкурса 5 мая
18 мая 2006 Извещение о проведении лесного аукциона 30 мая
16 июля 2006 Ученые и экологи подводят итоги экспедиции в малонарушенные леса Архангельской области
04 декабря 2006 Извещение о проведении лесного аукциона
20 ноября 2006 Извещение о проведении лесного аукциона
11 августа 2006
05 сентября 2006 Рубить нельзя помиловать — где поставит запятую новый Лесной кодекс?
01 февраля 2007 Архангельскому проектному офису Всемирного фонда дикой природы (WWF) — четыре года
21 марта 2007 В Архангельске состоялся Первый региональный лесной форум
05 сентября 2007 Министерство юстиции отказало в регистрации Правил заготовки древесины
26 июня 2007 В Архангельской области проводится комплексная научно-исследовательская экспедиция
19 сентября 2007 В Архангельской области посчитают углеродные квоты от невырубленных лесов

Copyright ©2002–2017 Экологический сайт Архангельской области