Природа щедро одарила Европейский Север лесными ресурсами. С лесами, с лесопользованием связаны многие стороны экономики и жизненного уклада жителей региона. Обилие лесов служит надежной базой для поддержания экологической безопасности края. С расцветом лесного дела связаны лучшие годы в истории Поморья. Будущее экономики также напрямую связано с использованием лесных ресурсов. Залогом является наличие больших запасов сырья, близость ресурсов к потребителю, и, в том числе, к внешнему рынку, развитая согласованная по всей цепи отраслей инфраструктура.
Сегодня лесной комплекс в регионе переживает серьезные трудности. Главная причина — несостоятельность лесной политики государства и регионального руководства, приведшая к глубокому кризису во всех сферах пользования лесными богатствами. Удивительно, но факт: одна из богатейших по запасам древесных ресурсов область, где по статистике только спелой древесины насчитывается более 1,5 млрд. м3, все больше испытывает дефицит сырья. Оказалось, что упомянутые гигантские ресурсы древесины очень далеки от потребителя, экономически не доступны. Большая часть из них разбросана по громадной территории заболоченных низкопродуктивных земель, с очень низкой концентрацией сырья (60-80 м3 на гектаре). Традиционное освоение этих ресурсов, с вывозкой бревна потребителю за сотни километров — невозможно.
Причина такой ситуации — пренебрежение элементарными законами бытия, близорукость руководства, порожденная наивной верой в нескончаемость ресурсов. Вопреки опыту западных стран и собственному опыту, вопреки предупреждениям ученых, вопреки элементарному здравому смыслу на Европейском Севере России была задействована типично колониальная доктрина природопользования. На карту ставилось все, что приближало «большой скачок» социалистического преобразования страны. На долгие десятилетия утвердились волюнтаристические принципы, пренебрежения законами природы. Воцарился закон временщиков всех времен: «после нас хоть потоп».
Быстрыми темпами, в особенности в последние годы, идет снижение средних запасов арендуемого лесозаготовителям леса. По сравнению с 50 годами прошлого века средний запас поступающих в рубку насаждений Архангельской области и Республики Коми снизился со 200-250 до 110-120 м3/га., т.е. практически вдвое. Среднее расстояние вывозки давно перевалило за сотню километров. Десятилетиями нарушались правила рационального формирования лесосеки и ее освоения. Глобальные масштабы получили сплошные концентрированные рубки. В первую очередь вырубались самые ценные, самые доступные и продуктивные леса. Десятилетиями становились нормой грубые нарушения правил хозяйствования. В итоге сегодня на огромнейших пространствах юга и центра области произошла смена пород. Березняки и осинники заполонили огромные территории прижелезнодорожных и бывших сплавных районов. Волна «олиственения» лесов нарастает. Близорукость руководства отрасли не позволила увидеть заблаговременно сотворенные по его же вине кардинальные перемены в структуре ресурсов. Потребители древесины оказались не готовы к таким переменам. Быстро нарастающая масса древесины березы и осины остается не востребованной, в то время, как у потребителей нет сырья.
В итоге систематических отступлений от правил лесоводства производительный потенциал лесных земель постоянно падает. Сегодня он используется всего на 45-50 %. Понятно, что установившиеся принципы лесопользования и природопользования на Европейском Севере - в основном государственная политика. Это по попустительству государственных структур лесное хозяйство, призванное обеспечивать «малозатратное и высокодоходное» хозяйствование в лесу, оказалось не нужным, оказалось бесправным и беспомощным, не способным выполнять свои функции. Государство несет колоссальные убытки от бесхозяйственности. Понятно, что во многом вина и на местном руководстве. Не видеть происходящего истощения лесов, не видеть грядущего тупика, не слышать специалистов (лесоводов и экологов) руководство региона не имеет права. Нельзя полагать, что руководство региона не озабочено сложившейся ситуацией. Наивно было бы взваливать вину за сложившуюся нарастающую напряженность и возрастающие трудности на сегодняшних командиров лесного комплекса. Понятно, что перечисленные проблемы копились десятилетиями. Однако, справедливо и то, что как предшественники, так и сегодняшние командиры области и лесного комплекса не хотят видеть главных причин нарастающего кризиса. Эти причины ни разу не обсуждались серьезно, с привлечением специалистов и ученых всех отраслей, с привлечением экономистов — государственников.
Принимаемые время от времени «пожарные» антикризисные программы составляются кучкой специалистов, представляющих лишь отдельные направления лесных отношений и озабоченных лишь решением корпоративных сиюминутных вопросов. Они (программы) направлены не на поиск принципиальных решений долговременного порядка, а подчинены очередной кампании «латанию дыр», в основном в перерабатывающих отраслях комплекса.
Специфика лесохозяйственного производства требует подлинно комплексного и более полного освоения ресурсов, ресурсов лесных земель. Бревно не составляет и половины того, что может получать пользователь от леса. В лесу нужны не «кочующие», а постоянно работающие предприятия, с развитой инфраструктурой, нацеленные на более полное освоение и глубокую переработку разнообразного сырья, использующие постоянные дороги. Для леса нужен рачительный хозяин, «основательно садящийся на землю», а не временщики — вахтовики. Здесь лесоводство не согласуется с современными рыночными принципами. Хищнический рынок, пускающий сегодня щупальца на лесные делянки, разорителен для лесного хозяйства, для будущего лесопользования. Это очевидно. С этим нельзя не считаться.
Итак, в области отсутствует продуманная на перспективу политика лесопользования. Требуется всенародное обсуждение наших лесных дел. Общественность должна на законодательном уровне гласно рассмотреть и продекларировать миссию лесов в области. Очевидно, что она будет базироваться на признании приоритета лесопользования в экономике, в экологии и в социальной сфере. На основе концепции миссии лесов требуется принятие единой, генеральной и бессрочной стратегии использования лесных ресурсов и развития лесного дела.
Стратегия должна предусмотреть разработку нескольких разносрочных программ, обеспечивающих постепенный и последовательный переход на новые принципы планирования и нормирования лесопользования, на новые экологичные социально привлекательные приемы, способы и технологии комплексного освоения ресурсов. Нужна решительная перестройка правовой базы лесопользования на основе нового Лесного Кодекса. Она должна обеспечивать согласованность всех отраслей лесного комплекса. Требуется сделать так, чтобы в рачительном использовании и воспроизводстве лесов были заинтересованы не только лесоводы и экологи, но и переработчики сырья и экспортеры и все потребители лесной продукции. Хочется надеяться, что внуки наши не проклянут нас за нерачительность.
Архангельский Центр РГО, Профессорско-преподавательский состав лесохозяйственного факультета АГТУ (Василий Фролович Цветков — Tsvetkov@agtu.ru)
|