2 февраля под председательством Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа состоялись слушания проекта нового Лесного кодекса, подготовленного Министерством. Заседание привлекло большое внимание представителей всех органов власти, работников лесного хозяйства, лесопромышленников, представителей науки и общественных экологических организаций. От экологических организаций на слушаниях присутствовал директор по охране природы WWF России Е. А. Шварц, который выразил озабоченность по поводу принципиальных недостатков, присутствующих в новом проекте Лесного кодекса.
Принципиально новыми моментами в проекте Лесного Кодекса, подготовленного Минэкономразвития, являются:
-установление различных форм собственности на леса (в том числе и частной собственности на леса);
-передача прав распоряжения лесными ресурсами на региональный уровень;
-переход к гражданско-правовым отношениям по вопросам использования лесов и их вовлечение в гражданский оборот (купля/продажа лесных участков);
-распределение прав пользования лесными ресурсами исключительно по результатам аукционов;
-создание эффективной системы государственного управления лесами на принципах разделения распорядительных, нормативных и контрольных полномочий на основе уполномоченных федеральных органов.
Несмотря на благие намерения и обещания, Кодекс не совершенен, а последствия от его принятия могут привести к крайне тяжелым негативным социальным и экологическим последствиям, в том числе — к вырубкам на территории государственных заповедников, ликвидации большинства региональных охраняемых природных территорий, включая все заказники на землях лесного фонда. Поэтому проект вызывает опасения у общественности и специалистов. В проекте много внутренних противоречий, например, о праве доступа местного населения в приватизированные леса, многое упущено и недосказано, что позволяет предположить, что работать он будет согласно известной формуле — «Что в законе не запрещено, то разрешено».
Директором по охране природы WWF России Е.А. Шварцем были представлены замечания по проекту Лесного кодекса. В первую очередь, WWF волнуют явные проблемы, которые неизбежно возникнут в условиях разнообразия форм собственности на леса для сохранения существующих особо охраняемых природных территорий и при создании новых охраняемых природных территорий. Это особенно актуально, если учесть, что за последние 3 года не создано новых заповедников и национальных парков, несмотря на давно уже утвержденный их перечень и согласованные планы Правительства по созданию ООПТ.
Важнейшей проблемой является перспектива сохранения существующих ООПТ. Так, например, законопроект разрешает различные рубки в заповедниках, национальных парках и некоторых категориях других ООПТ, запрещенные по Федеральному закону об ООПТ или по положениям о конкретных ООПТ, позволяет вести капитальное строительство на территории лесных участков, создавая основу для перевода лесных участков в другие категории земель и др.
Смелое решение вопроса собственности на леса и вовлечение их в гражданский оборот является одним из самых спорных и щекотливых вопросов кодекса. Отсутствие ясных запретов приватизации защитных лесов (лесов I группы), включая территорию ООПТ, и резервных лесов (леса III группы), в которых не завершен процесс оформления новых ООПТ и сохранения крупных массивов девственных лесов, а также отсутствие процедур приватизации пугает не только большинство людей, но и потенциальных собственников из числа экологически ответственных крупных лесопромышленных компаний, ориентированных на наиболее цивилизованные и экономически выгодные рынки стран Европейского союза.
WWF считает:
-необходимо изменить процедуру подготовки Лесного кодекса, сделать ее доступной и открытой для обсуждения по ключевым вопросам, привлечь к доработке кодекса специалистов и представителей общественных организаций,
-исключить в законе возможность для приватизации и передачи в частную собственность защитных лесов I группы, всех типов ООПТ, всех особо ценных лесов и малонарушенных лесов в малоосвоенных районах (резервные леса III группы),
-исключить в законе возможность для смягчения режима лесопользования и осуществления различных видов хозяйственной деятельности, противоречащих целевым функциям лесов, в особенности на территории государственных заповедников и других типов ООПТ;
-обеспечить условия для формирования экологически ответственного лесного бизнеса в России.
|