Лес, при всевозможных отношениях к нему, остается главным богатством Архангельской области. Как и любое богатство, лес тоже кому-то принадлежит — государству. Его управлением занимается федеральное агентство лесного хозяйства. В субъектах федерации — территориальные агентства (ТАЛХ). Лесное хозяйство в Архангельской области ничуть не хуже, чем в других регионах. Оно, в связи с тем, что произошла реформа управления, переживает в настоящее время определенные сложности — период становления. Устанавливается новая система взаимоотношений.
О том, насколько этот процесс труден и о дальнейших направлениях развития лесного хозяйства области ИА «Русский Север» рассказал руководитель ТАЛХ по Архангельской области и НАО Сергей ЛЯЛЮШКИН.
- Сергей Григорьевич, Вы в агентстве совсем недавно, с августа, в нескольких словах, с чем столкнулись, какие вопросы будете решать в ближайшее время?
- Раньше я работал в системе лесозаготовки, получил соответствующее образование и всю жизнь проработал в леспромхозах. Но поскольку лесозаготовитель и лесник — это профессии, тесно связанные друг с другом, мне сейчас не приходится открывать для себя что-то новое. Многие процессы знаю и вижу, вот только сейчас на то, что раньше, в бытность руководителем лесозаготовительного предприятия, мне не нравилось, здесь пришлось посмотреть другими глазами. Этот процесс — становления структуры лесного хозяйства — скоро закончится. Впереди у нас еще некоторые реорганизационные мероприятия — предстоит принять в нашу сферу сельхозлеса. Надвигается срок реформирования управления лесами на низшем уровне — лесхозов. Лесхозы как таковые, действующие сейчас на территории Архангельской области, еще год должны существовать, но, тем не менее, в 2005 году произойдут изменения. В частности, у нас в области присутствуют по несколько лесхозов в районе. Поставленная задача такова, что должно быть не более одного лесхоза. Поэтому в ближайшее время начнется слияние, будут изменения в штатах, изменения в работе с людьми. Я думаю, что мы найдем разумные пути решения.
- Вы сказали, что сейчас переходный период, но именно в этот период начала работать комиссия по контролю по вопросам использования участков лесного фонда. Насколько эффективно работает эта комиссия, и какие результаты принесла ее деятельность?
- Комиссия создана по инициативе администрации Архангельской области, и это право руководства субъекта федерации. В состав комиссии включены работники лесного хозяйства, администрации, привлечены юристы, налоговики и ряд других специалистов. Вообще же эта комиссия создана в меру острой необходимости. Чего греха таить, у нас далеко не все лесозаготовители и арендаторы добросовестно ведут расчеты за полученную древесину. Вот эта комиссия как раз и создана, чтобы объективно оценить ситуацию. В ходе своей работы комиссия рассматривает так называемые дела недобросовестных арендаторов и в экстренном порядке принимает решения рекомендательного характера — либо расторгать договора, либо составлять график погашения задолженности за пользование лесом. В большинстве случаев от встреч с арендаторами и заготовителями результат положителен.
- Сергей Григорьевич, в большинстве резолюций комиссии присутствует такая формулировка — «слабо осваивается расчетная лесосека»…
- Как правило, одна из причин вызова арендаторов на эту комиссию — неудовлетворительное состояние расчетной лесосеки.
- В чем проблема неосвоения расчетной лесосеки? Дерево простояло лет двадцать, оно еще может простоять пару лет…
- Вы исходите из того, что лес — не хлеб — не зачерствеет, если на год дольше простоит. А кушать хочется сегодня. Лес, те объемы лесопользования, которые имеются в области, должны использоваться, через это поступают деньги во все уровни бюджета. Наполнение бюджета Архангельской области зависит и от работы лесопромышленного комплекса. Каждому арендатору заложен объем, который он должен заготовить, чтобы восстанавливаемость лесосеки была адекватной. С 80-х годов прошлого века шла варварская вырубка леса, не учитывались ни объем прироста, ни зоны освоения. Заготовка леса шла, да и сейчас идет вдоль трасс и с минимальным вложением в строительство дорог, дороги практически не строятся. Поэтому львиная доля — 80-90 процентов заготовок — происходит в зимний период в надежде на мороз, который создает определенные условия для вывозки древесины.
- Руководители региональных предприятий, перерабатывающих лес, настаивают на том, что государство должно увеличить финансирование дорожного строительства в лесу за счёт части средств, получаемых лесхозами за отпускаемую на корню древесину, поступлений от вывозных таможенных пошлин на лесобумажную продукцию, средств транспортного налога и т.д. Насколько Вы согласны с подобным утверждением?
- Государство должно участвовать в строительстве дорог, в том числе и с прямой задачей — освоение целевых ресурсов. Если государство заинтересовано в этом, оно обязано подготовить инфраструктуру. Сегодня на федеральном уровне прорабатываются вопросы по улучшению использования расчетных лесосек, с этой целью надо подвести магистральные дороги к тем участкам лесных массивов, в которых не развита дорожная сеть. У нас это Лешукония — запасы большие, но освоение идет очень слабо. Плохо осваивается междуречье Пинеги и Северной Двины. Этот вопрос сейчас ставится таким образом: территориальное агентство должно предоставить определенные расчеты, предложения в том плане, что необходимо сделать и сколько средств потребуется на строительство дорог, чтобы увеличить освоение лесосеки в Архангельской области на 2-3 млн. кубических метров. Сейчас из 22 млн. кбм расчетной лесосеки в регионе осваивается едва половина. Такой ресурс надо использовать, тем более, что ресурс этот возобновляем. Вследствие того, что мы основательно не заготавливаем и не заходим в большие лесные массивы, лес начинает от перестоя слабнуть и вываливаться, появляются всякие насекомые. Начальное звено ЛПК, таким образом, не вырабатывает свой потенциал. Работая по существу 5-7 месяцев в году, леспромхозы переживают тяжелейшие времена. Государство не инвестирует в низшее звено промышленности. Все инвестиции поступают заготовителям только от собственников, так называемых вертикально-интегрированных групп, в которые они входят. Из-за постоянной нехватки собственных средств и их задержки, финансовое состояние лесозаготовительной отрасли не лучшее и, следовательно, уровень заработных плат один из самых низких. Ну а поскольку есть проблемы у заготовителей, нам, лесному хозяйству, от этого лучше тоже не будет
- Вертикально интегрированные группы используют схемы «заготовитель-переработчик». Вот эта интеграция насколько эффективно работает в области. Есть факты сознательного банкротства ряда леспромхозов, часть заготовительных предприятий просто содержат как сырьевые придатки. Ваше отношение к этому.
- В существовании дочерних структур в лесозаготовке есть много положительного, но она остается до сих пор нищей. Хотя низшая ступень должна быть самой устойчивой, потому что по ней все вступают и от нее все живут. К сожалению, лесозаготовка, как изгой в этих вертикально интегрированных структурах. Человек, живущий в лесу, воспринимается на всех уровня не совсем нормальным, а, соответственно, и такое и отношение к нему. Хотя забывают, что этот — не совсем нормальный человек — всех нас кормит, поит, обувает. Вторая проблема — отработанные схемы умышленного банкротства леспромхозов. Доводят леспромхозы до огромных долгов. Затем вымывают из них все потребное — основные производственные фонды, и подводят под банкротство. На оставшейся базе создают другую структуру, а старые долги списываются. Конечно комиссия, администрация области относятся к этому принципиально и жестко ставят вопрос, что там, где прослеживается схема банкротства, уход от выплат задолженностей, ставится условие, что новый участок лесофонда предоставляется только после погашения старых долгов.
- Агентство продолжит такую практику?
- Конечно.
- Изменений не будет?
- Нет, нет! Лесозаготовитель — это мое родное. Я в лесу вырос. На собственной шкуре все это испытал. Когда из директора делают посредника, который должен воспринимать всю боль, все негодование своих рабочих и рапортовать хозяевам, которые никогда не приемлют переживания директора. А если надоедает, то с ним просто расстаются.
- По итогам года, исходя из отчетов региональных лесопромышленных групп, у них выросли объемы лесозаготовки. Это соответствует реальности? И если да, то пользу лесному хозяйству это приносит?
- Да, объемы растут, но, к сожалению, рост происходит только за счет улучшения технологической базы. Отрицательная сторона этого — сокращение рабочих мест. Люди остаются без дела. Им как-то тоже надо жить, и они встают на путь неправомерный — воруют тот же лес. Я не хочу сказать, что воровства много и оно везде, но такие факты присутствуют в регионе.
- Вопрос не совсем к Вам, но все же. Переработчики потенциально смогут в ближайшие годы увеличить потребление лесосырья? Лесозатовка увеличивается, а его переработка возрастет, или лес кругляком будут увозить за пределы региона?
- Перерабатывающих мощностей в области достаточно. Проблема в том, что перерабатывающие мощности в настоящее время устарели материально и морально. Но, тем не менее, повторюсь, перерабатывающих мощностей предостаточно, тем более, что они развиваются. Если в ближайшее время будет пересмотрена политика лесопользования, а я уверен, что в течение ближайшего года это произойдет, если мы сумеем создать наилучшую привлекательность в отраслях, то произойдет рост инвестиций, рост производственных мощностей. Сегодня идет приближение перерабатывающей мощности к пеньку, к месту лесозаготовки. Идет рассредоточение по области мощностей. За этим наше преимущество.
- С 1 января как изменится работа комиссии по контролю за использование выделенного лесного фонда. В какую сторону?
- Администрации области вправе продолжить работу этой комиссии. Единственное, что изменится, с января комиссия по распределению лесов, по выставлению на конкурс и определению арендаторов будет формироваться на базе территориального агентства. Комиссия продолжит свою работу, поменяется несколько ее состав и состав председательствующий. Если сейчас председатель комиссии, созданной субъектом федерации, это представитель администрации области, то с 1 января комиссию возглавит представитель агентства. То есть лесными богатствами будет руководить федеральная структура, а не региональная, как было ранее.
ДОСЬЕ: Сергей Григорьевич Лялюшкин родился 28 августа 1949 года. В 1975-м закончил Архангельский лесотехникум, в 1982 — АЛТИ по специальности технология лесозаготовок, сухопутный транспорт леса. С 1966 по 1971 гг. работал учетчиком и водителем в леспромхозе «Фоминский» (Вилегодский район Архангельской области). С 1975 по 1982 трудился старшим мастером лесопункта в Коношском районе, с 1982 по 1984 был заместителем директора Шалакушского леспромхоза (Няндомский район), затем — с 1984 по 1990 — директором. В 1990-1991 годах работал председателем исполкома Няндомского районного Совета депутатов, с 1991 по 1996 занимал должность главы администрации Няндомского района. Затем, с 1996 по 1997 год, Лялюшкин работал начальником государственной налоговой инспекции по Няндомскому району, с 1997 по 2000 — генеральным директором АО «Няндомалес». С этой должности он ушел на пост генерального директора областного ГУП «Архангельсклеспром». В августе 2004 года назначен руководителем территориального Агентства лесного хозяйства по Архангельской области и НАО.
(ИА "Русский Север")
|