Разделы

Главная страница
Экологическое законодательство области
Экологические структуры
Экология и здоровье населения
Загрязнение окружающей среды
Экологическая экспертиза и оценка
Ресурсы Архангельской области
Проекты и конкурсы
Позиция
Экологическое просвещение
Каталог ссылок на экосайты
О проекте
Партнеры
Гостевая книга


Интервью Сергея Лялюшкина, руководителя Архангельского агентства лесного хозяйства

Лес, при всевозможных отношениях к нему, остается главным богатством Архангельской области. Как и любое богатство, лес тоже кому-то принадлежит — государству. Его управлением занимается федеральное агентство лесного хозяйства. В субъектах федерации — территориальные агентства (ТАЛХ). Лесное хозяйство в Архангельской области ничуть не хуже, чем в других регионах. Оно, в связи с тем, что произошла реформа управления, переживает в настоящее время определенные сложности — период становления. Устанавливается новая система взаимоотношений.

О том, насколько этот процесс труден и о дальнейших направлениях развития лесного хозяйства области ИА «Русский Север» рассказал руководитель ТАЛХ по Архангельской области и НАО Сергей ЛЯЛЮШКИН.

- Сергей Григорьевич, Вы в агентстве совсем недавно, с августа, в нескольких словах, с чем столкнулись, какие вопросы будете решать в ближайшее время?

- Раньше я работал в системе лесозаготовки, получил соответствующее образование и всю жизнь проработал в леспромхозах. Но поскольку лесозаготовитель и лесник — это профессии, тесно связанные друг с другом, мне сейчас не приходится открывать для себя что-то новое. Многие процессы знаю и вижу, вот только сейчас на то, что раньше, в бытность руководителем лесозаготовительного предприятия, мне не нравилось, здесь пришлось посмотреть другими глазами. Этот процесс — становления структуры лесного хозяйства — скоро закончится. Впереди у нас еще некоторые реорганизационные мероприятия — предстоит принять в нашу сферу сельхозлеса. Надвигается срок реформирования управления лесами на низшем уровне — лесхозов. Лесхозы как таковые, действующие сейчас на территории Архангельской области, еще год должны существовать, но, тем не менее, в 2005 году произойдут изменения. В частности, у нас в области присутствуют по несколько лесхозов в районе. Поставленная задача такова, что должно быть не более одного лесхоза. Поэтому в ближайшее время начнется слияние, будут изменения в штатах, изменения в работе с людьми. Я думаю, что мы найдем разумные пути решения.

- Вы сказали, что сейчас переходный период, но именно в этот период начала работать комиссия по контролю по вопросам использования участков лесного фонда. Насколько эффективно работает эта комиссия, и какие результаты принесла ее деятельность?

- Комиссия создана по инициативе администрации Архангельской области, и это право руководства субъекта федерации. В состав комиссии включены работники лесного хозяйства, администрации, привлечены юристы, налоговики и ряд других специалистов. Вообще же эта комиссия создана в меру острой необходимости. Чего греха таить, у нас далеко не все лесозаготовители и арендаторы добросовестно ведут расчеты за полученную древесину. Вот эта комиссия как раз и создана, чтобы объективно оценить ситуацию. В ходе своей работы комиссия рассматривает так называемые дела недобросовестных арендаторов и в экстренном порядке принимает решения рекомендательного характера — либо расторгать договора, либо составлять график погашения задолженности за пользование лесом. В большинстве случаев от встреч с арендаторами и заготовителями результат положителен.

- Сергей Григорьевич, в большинстве резолюций комиссии присутствует такая формулировка — «слабо осваивается расчетная лесосека»…

- Как правило, одна из причин вызова арендаторов на эту комиссию — неудовлетворительное состояние расчетной лесосеки.

- В чем проблема неосвоения расчетной лесосеки? Дерево простояло лет двадцать, оно еще может простоять пару лет…

- Вы исходите из того, что лес — не хлеб — не зачерствеет, если на год дольше простоит. А кушать хочется сегодня. Лес, те объемы лесопользования, которые имеются в области, должны использоваться, через это поступают деньги во все уровни бюджета. Наполнение бюджета Архангельской области зависит и от работы лесопромышленного комплекса. Каждому арендатору заложен объем, который он должен заготовить, чтобы восстанавливаемость лесосеки была адекватной. С 80-х годов прошлого века шла варварская вырубка леса, не учитывались ни объем прироста, ни зоны освоения. Заготовка леса шла, да и сейчас идет вдоль трасс и с минимальным вложением в строительство дорог, дороги практически не строятся. Поэтому львиная доля — 80-90 процентов заготовок — происходит в зимний период в надежде на мороз, который создает определенные условия для вывозки древесины.

- Руководители региональных предприятий, перерабатывающих лес, настаивают на том, что государство должно увеличить финансирование дорожного строительства в лесу за счёт части средств, получаемых лесхозами за отпускаемую на корню древесину, поступлений от вывозных таможенных пошлин на лесобумажную продукцию, средств транспортного налога и т.д. Насколько Вы согласны с подобным утверждением?

- Государство должно участвовать в строительстве дорог, в том числе и с прямой задачей — освоение целевых ресурсов. Если государство заинтересовано в этом, оно обязано подготовить инфраструктуру. Сегодня на федеральном уровне прорабатываются вопросы по улучшению использования расчетных лесосек, с этой целью надо подвести магистральные дороги к тем участкам лесных массивов, в которых не развита дорожная сеть. У нас это Лешукония — запасы большие, но освоение идет очень слабо. Плохо осваивается междуречье Пинеги и Северной Двины. Этот вопрос сейчас ставится таким образом: территориальное агентство должно предоставить определенные расчеты, предложения в том плане, что необходимо сделать и сколько средств потребуется на строительство дорог, чтобы увеличить освоение лесосеки в Архангельской области на 2-3 млн. кубических метров. Сейчас из 22 млн. кбм расчетной лесосеки в регионе осваивается едва половина. Такой ресурс надо использовать, тем более, что ресурс этот возобновляем. Вследствие того, что мы основательно не заготавливаем и не заходим в большие лесные массивы, лес начинает от перестоя слабнуть и вываливаться, появляются всякие насекомые. Начальное звено ЛПК, таким образом, не вырабатывает свой потенциал. Работая по существу 5-7 месяцев в году, леспромхозы переживают тяжелейшие времена. Государство не инвестирует в низшее звено промышленности. Все инвестиции поступают заготовителям только от собственников, так называемых вертикально-интегрированных групп, в которые они входят. Из-за постоянной нехватки собственных средств и их задержки, финансовое состояние лесозаготовительной отрасли не лучшее и, следовательно, уровень заработных плат один из самых низких. Ну а поскольку есть проблемы у заготовителей, нам, лесному хозяйству, от этого лучше тоже не будет

- Вертикально интегрированные группы используют схемы «заготовитель-переработчик». Вот эта интеграция насколько эффективно работает в области. Есть факты сознательного банкротства ряда леспромхозов, часть заготовительных предприятий просто содержат как сырьевые придатки. Ваше отношение к этому.

- В существовании дочерних структур в лесозаготовке есть много положительного, но она остается до сих пор нищей. Хотя низшая ступень должна быть самой устойчивой, потому что по ней все вступают и от нее все живут. К сожалению, лесозаготовка, как изгой в этих вертикально интегрированных структурах. Человек, живущий в лесу, воспринимается на всех уровня не совсем нормальным, а, соответственно, и такое и отношение к нему. Хотя забывают, что этот — не совсем нормальный человек — всех нас кормит, поит, обувает. Вторая проблема — отработанные схемы умышленного банкротства леспромхозов. Доводят леспромхозы до огромных долгов. Затем вымывают из них все потребное — основные производственные фонды, и подводят под банкротство. На оставшейся базе создают другую структуру, а старые долги списываются. Конечно комиссия, администрация области относятся к этому принципиально и жестко ставят вопрос, что там, где прослеживается схема банкротства, уход от выплат задолженностей, ставится условие, что новый участок лесофонда предоставляется только после погашения старых долгов.

- Агентство продолжит такую практику?

- Конечно.

- Изменений не будет?

- Нет, нет! Лесозаготовитель — это мое родное. Я в лесу вырос. На собственной шкуре все это испытал. Когда из директора делают посредника, который должен воспринимать всю боль, все негодование своих рабочих и рапортовать хозяевам, которые никогда не приемлют переживания директора. А если надоедает, то с ним просто расстаются.

- По итогам года, исходя из отчетов региональных лесопромышленных групп, у них выросли объемы лесозаготовки. Это соответствует реальности? И если да, то пользу лесному хозяйству это приносит?

- Да, объемы растут, но, к сожалению, рост происходит только за счет улучшения технологической базы. Отрицательная сторона этого — сокращение рабочих мест. Люди остаются без дела. Им как-то тоже надо жить, и они встают на путь неправомерный — воруют тот же лес. Я не хочу сказать, что воровства много и оно везде, но такие факты присутствуют в регионе.

- Вопрос не совсем к Вам, но все же. Переработчики потенциально смогут в ближайшие годы увеличить потребление лесосырья? Лесозатовка увеличивается, а его переработка возрастет, или лес кругляком будут увозить за пределы региона?

- Перерабатывающих мощностей в области достаточно. Проблема в том, что перерабатывающие мощности в настоящее время устарели материально и морально. Но, тем не менее, повторюсь, перерабатывающих мощностей предостаточно, тем более, что они развиваются. Если в ближайшее время будет пересмотрена политика лесопользования, а я уверен, что в течение ближайшего года это произойдет, если мы сумеем создать наилучшую привлекательность в отраслях, то произойдет рост инвестиций, рост производственных мощностей. Сегодня идет приближение перерабатывающей мощности к пеньку, к месту лесозаготовки. Идет рассредоточение по области мощностей. За этим наше преимущество.

- С 1 января как изменится работа комиссии по контролю за использование выделенного лесного фонда. В какую сторону?

- Администрации области вправе продолжить работу этой комиссии. Единственное, что изменится, с января комиссия по распределению лесов, по выставлению на конкурс и определению арендаторов будет формироваться на базе территориального агентства. Комиссия продолжит свою работу, поменяется несколько ее состав и состав председательствующий. Если сейчас председатель комиссии, созданной субъектом федерации, это представитель администрации области, то с 1 января комиссию возглавит представитель агентства. То есть лесными богатствами будет руководить федеральная структура, а не региональная, как было ранее.

ДОСЬЕ: Сергей Григорьевич Лялюшкин родился 28 августа 1949 года. В 1975-м закончил Архангельский лесотехникум, в 1982 — АЛТИ по специальности технология лесозаготовок, сухопутный транспорт леса. С 1966 по 1971 гг. работал учетчиком и водителем в леспромхозе «Фоминский» (Вилегодский район Архангельской области). С 1975 по 1982 трудился старшим мастером лесопункта в Коношском районе, с 1982 по 1984 был заместителем директора Шалакушского леспромхоза (Няндомский район), затем — с 1984 по 1990 — директором. В 1990-1991 годах работал председателем исполкома Няндомского районного Совета депутатов, с 1991 по 1996 занимал должность главы администрации Няндомского района. Затем, с 1996 по 1997 год, Лялюшкин работал начальником государственной налоговой инспекции по Няндомскому району, с 1997 по 2000 — генеральным директором АО «Няндомалес». С этой должности он ушел на пост генерального директора областного ГУП «Архангельсклеспром». В августе 2004 года назначен руководителем территориального Агентства лесного хозяйства по Архангельской области и НАО.

(ИА "Русский Север")



02 декабря 2004 Использование лесных ресурсов Архангельской области в 2002 году
06 февраля 2004 Новый проект Лесного кодекса Минэкономразвития вызывает серьезные опасения экологов
19 февраля 2004 В Архангельске состоялась пресс-конференция "Новый лесной кодекс — угроза лесам России"
14 апреля 2004 Архангельские ученые серьезно обеспокоены состоянием лесных ресурсов Европейского Севера
21 апреля 2004 Экологи и лесопромышленники решали, как сохранить уникальные лесные массивы Архангельской области
25 августа 2004 Двинско-Пинежский лесной массив надо сохранить для будущих поколений
01 декабря 2004 Что такое FSC сертификация?
13 апреля 2005 Лес не любит плохих хозяев
19 апреля 2005 Взгляд WWF на проблему сохранения малонарушенных лесов
22 апреля 2005 Архангельская область занимает лидирующее положение в сфере лесной сертификации
25 декабря 2004 Forest.ru — Все о Российских лесах
27 декабря 2004 Общественные организации обменялись мнениями с руководством Агентства лесного хозяйства
17 января 2005 Гринпис России обратился к губернатору Архангельской области
17 января 2005 Лесная страница Гринпис России
25 февраля 2005 Всемирный фонд дикой природы: 2 года в Архангельской области
14 марта 2005 В России открыт национальный офис Лесного попечительского совета
25 марта 2005 Архангельское облсобрание рекомендует Госдуме отклонить проект нового Лесного кодекса
30 декабря 2004 Использование лесных ресурсов Архангельской области в 2003 году
12 мая 2005 О неотложных мерах по сохранению и использованию усыхающих лесных массивов в междуречье Северной Двины и Пинеги
11 мая 2005 Агентство лесного хозяйства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
27 мая 2005 Архангельская область возражает против проекта Лесного кодекса РФ
20 мая 2005 WWF — за ландшафтный подход в управлении лесами
24 мая 2005 В Архангельске вырубают тополя
24 июня 2005 Одобрена работа Архангельского офиса WWF
12 июля 2005 В онежских лесах работает научная экспедиция WWF
23 сентября 2005 Как создать школьное лесничество.
07 ноября 2005 Справка о соблюдении экологических требований при использовании лесного фонда области
25 ноября 2005 Информация о лесных конкурсах
07 декабря 2005 В Архангельске обсудят проблемы лесов высокой природоохранной ценности
23 июня 2006 В Двинско-Пинежский массив отправляется научно-исследовательская экспедиция
27 июня 2006 Извещение о проведении лесного конкурса
27 марта 2006 Извещение о проведении лесного аукциона 12 апреля
26 февраля 2006 В Архангельской области разработают региональный стандарт FSC-сертификации
28 марта 2006 Извещение о проведении лесного аукциона 19 апреля
30 марта 2006 Извещение о проведении лесного конкурса 13 апреля
12 апреля 2006 Извещение о проведении лесного конкурса 5 мая
18 мая 2006 Извещение о проведении лесного аукциона 30 мая
16 июля 2006 Ученые и экологи подводят итоги экспедиции в малонарушенные леса Архангельской области
04 декабря 2006 Извещение о проведении лесного аукциона
20 ноября 2006 Извещение о проведении лесного аукциона
11 августа 2006
05 сентября 2006 Рубить нельзя помиловать — где поставит запятую новый Лесной кодекс?
01 февраля 2007 Архангельскому проектному офису Всемирного фонда дикой природы (WWF) — четыре года
21 марта 2007 В Архангельске состоялся Первый региональный лесной форум
05 сентября 2007 Министерство юстиции отказало в регистрации Правил заготовки древесины
26 июня 2007 В Архангельской области проводится комплексная научно-исследовательская экспедиция
19 сентября 2007 В Архангельской области посчитают углеродные квоты от невырубленных лесов
31 марта 2008 Новое издание WWF поможет сохранять биоразнообразие при лесозаготовках
24 апреля 2008 Концепция модельного леса должна учитывать природоохранную ценность междуречья

Copyright ©2002–2018 Экологический сайт Архангельской области