Разделы

Главная страница
Экологическое законодательство области
Экологические структуры
Экология и здоровье населения
Загрязнение окружающей среды
Экологическая экспертиза и оценка
Ресурсы Архангельской области
Проекты и конкурсы
Позиция
Экологическое просвещение
Каталог ссылок на экосайты
О проекте
Партнеры
Гостевая книга


Экологические последствия возможного разлива нефти с месторождения "Приразломное"

В Архангельске завершила свою работу конференция «Нефтегазовая промышленность. Сотрудничество в Баренцевом регионе», организованная норвежским агентством INTSOK. В конференции участвовали крупные российские и норвежские нефтегазовые компании: «Газпром», «Роснефть», «ЛУКойл», «Statoil», «Norsk Hydro». В очередной раз компания «Севморнефтегаз» представила в качестве объекта совместных инвестиций Проект освоения нефтегазоконденсатного месторождения «Приразломное», расположенного на шельфе Печорского моря

Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент «Радио Свобода» Марина Катыс.

Марина Катыс: Ситуация, складывающаяся вокруг реализации проекта разработки месторождения «Приразломное», вызывает тревогу экологов. Северодвинское производственное объединение «Севмашпредприятие» уже заканчивает строительство последних блоков морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломное», при этом сам проект добычи нефти и обустройства месторождения еще не закончен и по этой причине не прошел государственную экологическую экспертизу. Не закончен, и не прошел подобную экспертизу проект «поглощающей скважины», предназначенной для закачки отработанного бурового шлама, буровых отходов и пластовых вод.

Вот что говорит по этому поводу руководитель проекта «Мониторинг Балтийской трубопроводной системы» Александр Сутягин.

Александр Сутягин: «Севморнефтегаз» декларировал принцип нулевого сброса, и это, конечно, существенный шаг даже по сравнению с норвежскими платформами, норвежскими проектами в Северном море. Но насколько он будет выполнен — это все внушает очень большие опасения. Потому что вдруг сейчас, когда платформа будет достроена, надо будет начинать бурить, — и выяснится, что по каким-то причинам технологически или геологически такую скважину выбрать нельзя? И что, по ходу будет меняться проект? А деньги вложены, деньги вложены колоссальные. 3 миллиарда долларов, грубо говоря, и компания уже значительную часть из них вложила — и вдруг по ходу будут выясняться какие-то неожиданности. То есть это, конечно, не может не беспокоить.

Марина Катыс: Проект освоения месторождения "Приразломное" — пионерский для российских компаний на арктическом шельфе. Как он будет реализовываться, какие технологии будут применяться — все это во многом определит саму возможность и практику освоения нефтегазовых ресурсов Арктики, и уровень воздействия на окружающую природную среду. Но уже сейчас очевидно, что проект представляет угрозу для расположенного поблизости Ненецкого государственного заповедника.

Александр Сутягин: Месторождение расположено на шельфе Печерского моря, в юго-восточной части Баренцева моря, глубина — примерно 20 метров, расстояние от берега — 60 метров. Расположено сравнительно недалеко от государственного Ненецкого заповедника, который из себя представляет две части — это часть малоземельской тундры, часть Печерской губы, и вторая часть — это ряд островов, более восточная часть. То есть платформа окажется где-то посередине между двумя частями заповедника.

Тундра из себя представляет так называемую лайдовую структуру — это озера, болота, речки. При северных ветрах, если идет нагонная волна, усиливаемая штормовыми ветрами определенного направления, эта волна просто покрывает значительную часть тундры. Если нефть попадает на побережье, в лайды Ненецкого заповедника, то извлечь ее оттуда будет практически невозможно. Мы анализировали единственный нормативный документ межрегионального уровня — это план развития Западной Арктики, и очень четко увидели, что расчеты, проведенные в данном документе, показывают, что Ненецкий государственный заповедник попадает в зону риска при крупных разливах разломов нефтяного месторождения.

Марина Катыс: Не выдерживают критики и так называемые планы ЛАРН — то есть планы по ликвидации аварийных разливов нефти.

Александр Сутягин: При расчетах, которые были сделаны по данному проекту, статистика аварийности использовалась та, которая для Северного моря, по английским и по норвежским платформам. Но мы находимся в совершенно иной ситуации, то есть это очень сложные природные условия, это лед в течение 8 месяцев, лед толщиной 1,5 метра, полярная ночь, обледенение и тому подобное, штормовые ветры. Статистики такой нет, потому что нет прецедентов на самом деле освоения в таких условиях — на арктическом шельфе. Это первый, пилотный проект для российских компаний.

Марина Катыс: Вот начинается такой пилотный, очень серьезный, очень опасный и с экологической точки зрения, и с многих других точек зрения проект. Почему он не прошел экологическую экспертизу, почему перед началом работ не были проведены все необходимые исследования и оценки?

Александр Сутягин: Вот это самый непонятный факт. Действительно, строительству платформы предшествовала во многом разработка самого проекта, детальная, и проведение всех положенных экологических экспертиз. Вся процедура тем самым нарушена, все идет постфактум. Нельзя даже предъявлять какие-то претензии разработчикам проекта, потому что заказали разработку проекта, компания выделяет деньги, они все делают, но они поставлены в условия, что вот — платформа строится и одновременно надо делать проект. Вот что беспокоит больше всего.

Марина Катыс: Экологические последствия возможного разлива нефти с месторождения «Приразломное» будут просто катастрофическими для региона.

Александр Сутягин: Платформа стоит фактически на путях, миграционных и нерестовых, омуля, который идет с Карского моря на Печорскую губу, той же семги. Будут затронуты миграционные стоянки и линьки морских птиц, тундряных лебедей, которые летят по беломоро-балтийскому пути. Птицы летят из Европы, они же ничего не знают о том, что на их пути появится новая платформа. То есть это затронет безопасность очень большого региона. Морские птицы сидят обычно очень плотно, скопления могут быть тысяч, многих тысяч птиц, — и их накрывает нефтяной разлив. И такие примеры известны и в Норвежском море, и в других морях, и большая часть этих птиц просто гибнет. Гибнет большая часть популяции, которая расселяется по всей российской Арктике, а потом она возвращается в Европу и в прибрежных зонах других стран зимует. Это затронет безопасность огромного региона.

Марина Катыс: Таково мнение руководителя проекта «Мониторинг Балтийской трубопроводной системы» Александра Сутянина. Он считает, что аварийно-спасательные службы в регионе крайне слабые, они не имеют мониторинговой системы, у них хронически не хватает средств — для решения этих проблем нужно создавать комплексный аэро-космический мониторинг, который будет финансироваться государством. («Радио Свобода», 2 мая 2005)



30 ноября 2004 Качество вод на территории Архангельской области в 2002 году
02 декабря 2004 О перспективе загрязнения северных морей
19 декабря 2004 В архангельском порту Экономия потерпел аварию английский танкер
01 ноября 2004 Резолюция международной конференции
15 января 2005 Чего не говорил Матишов...
30 декабря 2004 Оценка загрязнения поверхностных вод в 2003 году
30 декабря 2004 Состояние загрязненности морских вод Архангельской области в 2003 году
20 апреля 2005 37,4 млн. рублей составил ущерб природе в результате аварии на Архангельском ЦБК
26 января 2006 В Кировской области произошел сброс фенола в реку Юг — приток Северной Двины
10 мая 2006 Пресс-релиз Национально-культурной автономии поморов от 10 мая 2006 г.
23 октября 2006 Архангельская прокуратура начала битву за чистую двинскую воду
25 декабря 2007 В Архангельской области выявлены нарушения законодательства об охране водных объектов
21 января 2008 Без комментариев: Танкер задел кормой плавучее нефтехранилище Роснефти в Кольском заливе

Copyright ©2002–2024 Экологический сайт Архангельской области