Лев Толстой как-то изрёк: "Счастье- это быть с природой, видеть её, говорить с ней". Увы, многие потомки Льва Николаевича говорят с природой на разных языках, потому как этим знаниям попросту необучены. Между тем экологическая обстановка ухудшается день ото дня: редеют некогда буйные леса, превращаются в сточные канавы реки, воздух пропитан выхлопными "ароматами" машин и промышленных предприятий. Казалось бы в этой ситуации экологический всеобуч должен быть приоритетен, однако в реальной жизни всё обстоит далеко не так. Об этом размышляет профессиональный эколог, начальник отдела природы Архангельского областного краеведческого музея Валерий Андреев.
- Экологическое образование- это воспитание и просвещение человека о его взаимоотношениях с окружающей средой. Каждому из нас необходимо знать, по каким законам развивается природа, частью которой мы являемся.
- Но ведь какая-то работа по экологическому образованию, в том числе и в нашей области, проводится. И даже вузы готовят соответствующих специалистов...
- Прежде чем говорить о нынешней ситуации с экологическим образованием, позволю небольшой экскурс в прошлое. В Советском Союзе специалистов по охране природы готовил только Казанский университет. Министерству образования почему-то не нравилось "буржуазное" слово "эколог", поэтому в дипломах выпускников (в том числе и в моем) было написано "инженер-биогеоценолог". Конечно, сути это не меняло, но тем не менее... Сейчас же в Казанском университете создан экологический факультет.
С недавнего времени- где-то с конца 90-х годов- в большинстве вузов Архангельской области стали вводить специальные курсы и предметы, связанные со знаниями об окружающей среде. Появились специальности "экология", "рациональное природопользование", "инженерная экология" и другие. Помимо вузов есть у нас экологический лицей, некоторые детсады, где детей грамотно воспитывают в области окружающей среды. Это начальные ростки экологического образования, но этого явно недостаточно.
- Я слышал, что вы даже были одним из авторов программы по экологическому образованию...
_ Она была разработана ещё в 1995 году и подразумевала все уровни экологического просвещения и воспитания от детсадов до поствузовского повышения профессионаьной квалификации. К сожалению, мы не сумели её внедрить.
Два года назад была подготовлена новая программа, хотя многое в ней строится на тех основных постулатах, которые были высказаны и описаны ранее. Но и эта программа сегодня не работает, так как денег на её реализацию в бюджете не нашлось.
- Тем не менее, определённые шаги в этом направлении вы предпринимаете: вышел первый номер иллюстрированого методического бюллетеня "Школа природы"...
- Это малая толика того, что сделано отдельными специалистами в области экологического образования. Конечно, хотелось бы привлечь к популяризации экологических знаний как можно больше учёных и специалистов. Причём не только к работе над бюллетенем, но и к выступлениям на страницах газет, на радио и телевидении.
- Существуют учебники по экологии, но в магазинах их почему-то не особенно раскупают...
_ Действительно, есть учебники по экологии и охране окружающей среды. Их сегодня много, в них по-разному понимается экология. То есть каждый автор ориентировался на свой уровень знаний. Однако понимание экологии должно быть едино. Она, как и другие науки- химия, биология, математика, физика- имеет свои правила, принципы и законы. Они должны учитываться при разработке учебной литературы в области экологических знаний и соблюдаться обществом во взаимоотношениях с природой.
А почему не раскупаются учебники? Видимо, не столь широко и глубоко развивается экологическое образование. Сегодня, увы, нет спроса на знания о природной среде. Я считаю их главными в жизни, всё-таки ближайший век будет эпохой экологии, биологии, генетики. Это не я придумал, жизнь к этому ведёт.
- Какую лепту в экологическое просвещение вносит ваш краеведческий музей?
- Мы осуществляем неформальное экологическое образование. В нашем музее самая большая в Архангельске экспозиция, где представлены объекты живой природы. Поэтому нам легче наглядно просвещать людей в области экологии, биологии и смежных наук. Наши сотрудники специально разработали экскурсии экологической направленности. За год мы просвещаем около 20 тысяч посетителей, а это, согласитесь, больше, чем любое образовательное учреждение.
- Каждое лето вы отправляетесь в экспедиции по области. Они имеют какую-то экологическую направленность?
- Все экспедиции по изучению природной среды- это прежде всего изучение экологии нашей флоры и фауны. Мы должны знать как то или иное животное существует в природе, какие у него взаимоотношения с окружающей средой.
- Валерий Аркадьевич, а как вы оцениваете деятельность местных экологических организаций?
- Общественное экологическое движение у нас развито очень слабо. Начиналось оно вроде бы ярко, активно, но сейчас серьёзного влияния на жизнь и природоохранную деятельность города не оказывает. Конечно, есть у нас организации с хорошими традициями. Например, Общество охраны природы экологическим просвещением занимается на высоком уровне: проводятся выставки, выпускается специальная методическая литература. К сожалению, в Архангельске нет серьёзной координации между общественными организациями, хотя все вопросы легче решать сообща.
- Между тем фундамент для экологического просвещения есть. Я имею в виду множество федеральных законов...
- Да, нормативно- правовая база для развития экологического образования на сегодняшний день достаточная. С 12 января этого года действует новый Закон РФ "Об охране окружающей среды". Это единственый закон в России, где есть статьи, посвящённые всеобщности и комплексности экологического образования, преподаванию основ экологических знаний в образовательных учреждениях, подготовке руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасости, а также статья об экологическом просвещении. Даже в Законе РФ "Об образовании" подобных статей нет. Сегодня же внедряют экологическое образование либо по велению души, либо отдавая дань моде. Главный же позыв, по моему мнению, должен быть один- глубокие знания об окружающей среде с тем, чтобы правильно жить в ней. Тогда мы сможем грамотно развивать и отдельные направления: будь то селекция или животноводство, выращивание новых культур или лесов.
Невостребованность экологов, увы,-реалии сегодняшних дней. В 1997 году в Архангельском государственном техническом университете состоялся первый набор студентов на специальность "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов". В течение пяти лет набирали по 12 человек, в этом году приём прекратили. Устроиться на работу новоиспечённым инженерам-экологам практически негде, хуже того — на предприятиях сейчас пытаются от них избавиться.
Получается, что в вузах учат, как пилить и рубить лес, как добывать нефть, а что будет с природой потом- не суть важно. Сейчас мы мало задумываемся- в каком виде оставим планету потомкам. Чтобы сохранить окружающий мир, нужны прежде всего экологические знания. А с этим, как показала беседа с Валерием Андреевым, большая проблема. И решение её зависит от каждого из нас.
Юрий СМЕКАЛКИН.
Газета Архангельск, 6 сентября 2002
|