Разделы

Главная страница
Экологическое законодательство области
Экологические структуры
Экология и здоровье населения
Загрязнение окружающей среды
Экологическая экспертиза и оценка
Ресурсы Архангельской области
Проекты и конкурсы
Позиция
Экологическое просвещение
Каталог ссылок на экосайты
О проекте
Партнеры
Гостевая книга


Программа охраны окружающей среды Архангельской области на 2006-2008 г.г.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ» НА 2006 — 2008 ГОДЫ»

Паспорт

социально-экономической целевой программы Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области» на 2006 — 2008 годы»

Наименование программы

- социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Охрана окружающей среды                 и обеспечение экологической безопасности Архангельской области» на 2006 — 2008 годы» (далее — Программа)

Основания для разработки Программы

-   областной закон от 8 декабря 2005 года № 130-8-ОЗ «Об областном бюджете на 2006 год»;
-   распоряжение главы администрации области от 12 декабря 2005 года № 1204р «О рабочей группе для разработки проекта областной целевой программы в сфере охраны окружающей среды и природоохранных мероприятий на 2006 — 2008 годы»

Государственный заказчик Программы

- комитет по экологии администрации Архангельской области (далее — комитет по экологии)

Разработчик Программы

- комитет по экологии

Цели Программы

-   стабилизация и улучшение экологической обстановки, повышение уровня экологической безопасности населения;
-   снижение уровня антропогенного воздействия на северные экосистемы;
-   сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов 

    

Задачи Программы

-   сокращение выбросов в атмосферу за счет  совершенствования технологических процессов,  модификации оборудования,   совершенствования системы регулирования выбросов  вредных веществ;
-   снижение объема сброса загрязненных сточных вод в результате строительства и реконструкции  канализационных очистных сооружений и сетей канализации в городах и районах области;
-   совершенствование системы обращения с отходами  производства и потребления, включая обеспечение их  безопасного хранения, внедрение современных технологий  по обезвреживанию и утилизации токсичных и опасных отходов;
-   сохранение и восстановление биологического разнообразия за счет развития и совершенствования сети особо  охраняемых природных территорий, издания Красной книги Архангельской области;
-   обеспечение радиационной безопасности населения;
-   повышение культуры образования и воспитания населения области в вопросах охраны окружающей среды; 
-   привлечение инвестиций и внебюджетного   финансирования  для обеспечения внедрения в организациях области передовых технологий

Сроки и этапы реализации Программы

 

  2006 — 2008 годы. Программа реализуется в один этап

Перечень основных мероприятий Программы

-   обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Архангельской области;
-   предотвращение комплексного загрязнения окружающей среды;
-   обеспечение населения качественной питьевой водой;
-   совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления;
-   развитие системы особо охраняемых природных территорий и сохранение биоразнообразия;
-   экологическое образование и воспитание

Основные исполнители Программы

 

- комитет по экологии
- департамент лесопромышленного комплекса администрации Архангельской области (далее — департамент лесопромышленного комплекса). Организации определяются на конкурсной основе

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования Программы — 457421 тыс. руб., из них:

- в 2006 году — 115330 тыс. руб., в том числе:

  из областного бюджета — 86000 тыс. руб.,

  из местных бюджетов — 14984 тыс. руб.,

  из федерального бюджета — 2264 тыс. руб.,

  из внебюджетных средств — 12082 тыс. руб.;

- в 2007 году — 154936 тыс. руб., в том числе:

  из областного бюджета –  118525 тыс. руб.,

  из местных бюджетов — 15828 тыс. руб.,

  из федерального бюджета — 11612 тыс. руб.,

  из внебюджетных средств –  8971 тыс. руб.;

- в 2008 году — 187155 тыс. руб., в том числе:

  из областного бюджета — 134902 тыс. руб.,

  из местных бюджетов — 16473 тыс. руб.,

  из федерального бюджета — 27412 тыс. руб.,

  из внебюджетных средств — 8368 тыс. руб.

 

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-   снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 15 — 20 %;

-   снижение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты на 20 %;

-   снижение уровня заболеваемости населения; 

-   повышение уровня экологического просвещения и  образования;

-   снижение на 30 % негативного воздействия отходов на окружающую среду на территориях мест размещения отходов (полигоны, свалки твердых бытовых отходов (далее — ТБО)) путем их обустройства;

-   снижение на 30 % объемов отходов, размещаемых на полигонах (свалках), путем развития технологий, обеспечивающих переработку ТБО;

-   предотвращение попадания в окружающую среду  около 250 тонн особо опасных веществ;

-   создание региональной системы экологического мониторинга

 

Система организации контроля за исполнением Программы

  контроль за реализацией Программы осуществляется комитетом по экологии

1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами

В условиях реформирования экономики, наметившегося подъема производства, вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. Состояние окружающей среды в Архангельской области остается напряженным, а уровень ее загрязнения высоким.

В этих условиях возрастает актуальность проведения мониторинга состояния окружающей среды, изучения динамики его изменения, определения причин и источников негативного воздействия, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, проведения воспитательной и образовательной работы с населением Архангельской области.

Программа содержит комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в области охраны окружающей среды на территории Архангельской области, осуществление которых направлено на обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивое функционирование естественных экологических систем, улучшение состояния здоровья населения.

Определение мероприятий Программы основано на анализе экологической ситуации в Архангельской области, определившем наиболее острые проблемы.

В ближайшей и среднесрочной перспективе одной из наиболее серьезных экологических проблем Архангельской области, особенно ее крупных городов, от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха. В последние годы наблюдается тенденция роста индекса загрязнения атмосферного воздуха. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются предприятия лесопромышленного комплекса, машиностроения, а также предприятия теплоэнергетики и автотранспорт, удельные нормативы выбросов которых существенно превышают европейские нормы. В настоящее время вклад автомобильных дорог составляет до 30 — 40 % общего загрязнения атмосферного воздуха на территории  области, а в городах области — до 50 — 60 %.

При этом произошло значительное снижение загрязнения атмосферного воздуха на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и значительное увеличение выбросов загрязняющих веществ на предприятиях электроэнергетики, трубопроводного транспорта, промышленности строительных материалов.

В последние годы наметилась положительная тенденция снижения, примерно на 5 — 6 % в год, объема сточных вод, содержащих загрязняющие вещества. Несмотря на это, уровень загрязнения  воды в устьях рек Северной Двины и Вычегды остается значительным. Объем сточных вод городов Архангельска, Новодвинска, Северодвинска, Коряжмы и Котласа многократно превышает способность Северной Двины к самоочищению. Наиболее распространенными загрязняющими веществами на всем протяжении реки являются соединения железа, меди, цинка, трудноокисляемые органические вещества по химическому потреблению кислорода, лигносульфонаты, на отдельных участках к ним присоединяются фенолы и метанол. Нормативную очистку сточных вод в области обеспечивают только 19 из 334 предприятий-водопользователей.

Основное загрязнение устьевого участка реки Северная Двина вносят сточные воды предприятий целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, судов речного и морского флота.

Крайне неблагополучна ситуация с обеспечением населения области качественной питьевой водой. Малые мощности, несовершенство очистных сооружений, размещение водозаборов в зоне промышленных, хозяйственно-бытовых стоков стали причиной низкого качества питьевой воды.

Для принятия экологически правильных управленческих решений, направленных на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, необходимо развивать систему государственного мониторинга состояния окружающей среды.

Одной из серьезных экологических проблем области остается проблема хранения, переработки, утилизации и обезвреживания твердых производственных и бытовых отходов.  Большинство хранилищ и свалок, куда вывозятся твердые отходы, не отвечают современным экологическим требованиям. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации твердых отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного воздуха.

Особую обеспокоенность вызывает проблема размещения и утилизации отходов автотранспорта, ртутьсодержащих отходов, иловых осадков очистных сооружений области, резинотехнических отходов, отработанных нефтепродуктов.

С развитием системы оказания медицинской помощи населению и внедрением новых методов лечения растут объем и количество одноразовых изделий медицинского назначения. При этом все больше становится опасных и чрезвычайно опасных медицинских отходов, образующихся в лечебно-профилактических учреждениях, а также их структура. В силу своей реакционной способности и уровня инфицированности такие отходы представляют непосредственную и потенциальную опасность для здоровья человека и состояния окружающей среды.

На протяжении нескольких лет остаются нерешенными такие специфические проблемы области, как недостаточная изученность радиационной обстановки в отдельных районах области, отсутствие могильников для захоронения радиоактивных отходов, специализированных организаций для хранения и обращения с радиоактивными отходами, что  приводит к их накоплению и хранению в условиях, не в полной мере отвечающих требованиям экологической безопасности. Кроме того, сложно решаются проблемы, связанные с экологической реабилитаций загрязненных компонентами ракетного топлива и обломками ракет районов падения отделяющихся частей ракетоносителей.

На территории  Архангельской области  находится 109 особо охраняемых природных территорий, из них 104 регионального значения (33 заказника и 71 памятник природы).

Особо охраняемые природные территории, поддерживая ландшафтное и биологическое разнообразие, одновременно препятствуют усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы, и способствуют экологическому воспитанию населения. В то же время недостаток финансовых средств не позволяет оснастить их современными техническими средствами, что негативно отражается на результатах их работы.

В целях сохранения биологического разнообразия и уникальных природных объектов области требуется создание Красной книги Архангельской области, и постоянное развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий.

Формирование экологической культуры населения, повышение уровня экологического воспитания и  образования особенно в детском и подростковом возрасте являются залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде в перспективе.

Учитывая необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в связи с затратностью большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительностью сроков их реализации,  необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.

2. Цели и задачи Программы

Целями Программы  являются:

–       стабилизация и улучшение экологической обстановки, повышение уровня экологической безопасности населения;

–       снижение уровня антропогенного воздействия на северные экосистемы;

–       сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов области.

Задачи Программы:

–       сокращение выбросов в атмосферу за счет совершенствования технологических процессов, модификации оборудования, совершенствования системы регулирования выбросов  вредных веществ, перевода части автотранспорта на  использование природного газа в качестве моторного топлива;   

–       снижение объема сброса загрязненных сточных вод в результате строительства и реконструкции  канализационных очистных сооружений и сетей канализации в городах и районах области;

–       совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, включая обеспечение их безопасного хранения, внедрение современных технологий  по обезвреживанию и утилизации токсичных и опасных отходов;

–       сохранение и восстановление биологического разнообразия за счет развития и совершенствования сети особо  охраняемых природных территорий, издания Красной книги Архангельской области;

–       обеспечение радиационной безопасности населения;

–       повышение культуры образования и воспитания населения области в вопросах охраны окружающей среды;

–       привлечение инвестиций и внебюджетного финансирования  для обеспечения внедрения в организациях области передовых технологий.

3. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных средств.

Общий объем финансирования Программы в 2006 — 2008 годах составляет 457421 тыс. руб., в том числе:

–       из областного бюджета — 339427 тыс. руб.;

–       из местных бюджетов — 47285 тыс. руб.;

–       из федерального бюджета — 41288 тыс. руб.;

–       из внебюджетных средств — 29421 тыс. руб.

Распределение объемов финансирования программы
по источникам, направлениям расходования средств по годам

тыс. руб.

Источники и направления финансирования

Объем финансирования

В том числе

2006 год

2007 год

2008 год

Всего по Программе,

в том числе:

457421

115330

154936

187155

областной бюджет

339427

86000

118525

134902

местные бюджеты

47285

14984

15828

16473

федеральный бюджет

41288

2264

11612

27412

внебюджетные средства

29421

12082

8971

8368

из них:

капитальные вложения, всего,  в том числе:

331190

78455

113253

139482

областной бюджет

228410

54693

81790

91927

местные бюджеты

41806

12941

13935

14930

федеральный бюджет

35136

-

9668

25468

внебюджетные средства

25838

10821

7860

7157

4. Механизм реализации Программы

Реализация Программы осуществляется на основе договоров (соглашений), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком с исполнителями мероприятий Программы, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

 Отбор исполнителей мероприятий Программы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется через государственного заказчика в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год.

При изменении объемов финансирования, предусмотренных Программой, государственный заказчик уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, федерального бюджета, местных бюджетов, готовит предложения по внесению изменений в перечень мероприятий Программы и срокам их исполнения.

Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Программы, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных мероприятий Программы, проектов соглашений (договоров), заключаемых государственным заказчиком с исполнителями мероприятий Программы, перечня работ по подготовке и реализации мероприятий Программы конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.

Долевое финансирование мероприятий Программы по оплате услуг организаций, находящихся в муниципальной собственности, оплате мероприятий, проводимых в муниципальных образованиях Архангельской области, а также по объектам природоохранного назначения, являющимся собственностью муниципальных образований, может осуществляться через фонд компенсации расходов, формируемый в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год, в форме межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Архангельской области  в соответствии с законодательством.

5. Осуществление контроля за реализацией Программы

Государственный заказчик осуществляет контроль за ходом реализации Программы, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал текущего года.

Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика.

Контроль за реализацией Программы включает периодическую отчетность о реализации мероприятий Программы и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых мероприятий Программы, сроках выполнения соглашений (договоров).

Исполнители мероприятий Программы в установленном порядке отчитываются перед государственным заказчиком о целевом использовании выделенных им средств.

6. Экологический эффект реализации Программы

В результате выполнения мероприятий Программы  будет обеспечено:

–       снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 15 — 20 %;

–       снижение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты на 20 %;

–       снижение уровня заболеваемости  населения области; 

–       повышение уровня экологического просвещения и образования;

–       снижение до 30 % негативного воздействия отходов на окружающую среду на территориях мест размещения отходов (полигоны, свалки ТБО);

–       снижение на 30 % объемов отходов, размещаемых на полигонах (свалках);

–       предотвращение попадания в окружающую среду  около 250 тонн особо опасных веществ;

–       создание региональной системы экологического мониторинга.

7. Перечень мероприятий Программы

Перечень мероприятий Программы приведен в приложении к Программе. Мероприятия Программы разделяются по следующим направлениям:

–       «Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Архангельской области»;

–       «Предотвращение комплексного загрязнения окружающей среды»;

–       «Обеспечение населения качественной питьевой водой»;

–       «Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления»;

–       «Развитие системы особо охраняемых природных территорий и сохранение биоразнообразия»;

–       «Экологическое образование и воспитание».


Приложение к социально-экономической целевой программе Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности Архангельской области» на 2006 — 2008 годы»

Перечень

мероприятий социально-экономической целевой программы Архангельской области

«Охрана окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности

Архангельской области» на 2006 — 2008 годы»

(не публикуется).



08 февраля 2005 Экологический кодекс РФ заменит 550 нормативных актов, регламентирующих сферу охраны окружающей среды
05 декабря 2008 Об отходах производства и потребления в Архангельской области
02 февраля 2005 О Красной книге Архангельской области
22 марта 2005 Документы, регламентирующие природоохранную деятельность
25 февраля 2005 О совете по вопросам изменения климата и контролю за выбросами парниковых газов
15 июля 2005 Об охране окружающей среды на территории Архангельской области
05 декабря 2008 Об экологическом мониторинге в Архангельской области
05 декабря 2008 Вас приглашают принять участие в обсуждении двух экологических законопроектов
01 марта 2006 Депутаты Архангельского областного Собрания раскритиковали экологическую программу
22 июня 2006 Региональная экологическая программа получила законодательную основу
04 июня 2008 В Архангельске прошла конференция по формированию региональной политики в области охраны окружающей среды

Copyright ©2002–2017 Экологический сайт Архангельской области