Разделы

Главная страница
Экологическое законодательство области
Экологические структуры
Экология и здоровье населения
Загрязнение окружающей среды
Экологическая экспертиза и оценка
Ресурсы Архангельской области
Проекты и конкурсы
Позиция
Экологическое просвещение
Каталог ссылок на экосайты
О проекте
Партнеры
Гостевая книга


Об отходах производства и потребления в Архангельской области

Проект

А Р Х А Н Г Е Л Ь С К А Я   О Б Л А С Т Ь
ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

Об отходах производства и потребления в Архангельской области

Настоящий закон регулирует отношения в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Архангельской области в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также минимизации образования отходов, ресурсосбережения и использования отходов в хозяйственной деятельности в качестве дополнительных источников сырья.

Отношения в сфере обращения с радиоактивными отходами, с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу и со сбросами  веществ в водные объекты, с отходами добычи и обогащения полезных ископаемых настоящим законом не регулируются.

                                  РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе

В настоящем законе используются следующие основные понятия:

1) отходы производства — остатки сырья, материалов, веществ, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшихся при производстве продукции, выполнении работ (оказании услуг) и утративших полностью или частично исходные потребительские свойства; вновь образующиеся попутные вещества, не являющиеся целью производства и не находящие применения на данном предприятии (организации), в том числе сельскохозяйственные и биологические отходы; 

2) отходы потребления — изделия материалы, продукты, утратившие потребительские свойства в результате физического износа, в том числе бытовые и медицинские отходы, другие отходы, образующиеся в результате потребления, использования или эксплуатации продукции;

3) опасные отходы — отходы, которые содержат вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью или другими опасными свойствами, установленными документально) либо содержащие возбудителей инфекционных болезней, которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для здоровья человека и (или) окружающей среды самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;

4)  бытовые отходы — различные виды отходов потребления, образующиеся у населения в быту;

5) пищевые отходы — продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства при переработке, хранении, транспортировке, употреблении;  

6)  биологические отходы — отходы, образующиеся в результате медицинской и (или) ветеринарной практики, научной деятельности и экспериментов с живыми организмами, биологическими тканями, гибели животных;

7) медицинские отходы — материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе оказания медицинской помощи в медицинских или ветеринарных учреждениях;

8) сельскохозяйственные отходы — отходы, образующиеся при производстве и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, а также попутная продукция, не находящие применения на данном производстве;

9)  вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов;

10) норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;

11) вторичное сырье –  отходы, которые могут повторно использоваться в хозяйственной деятельности в настоящее время или в ближайшей перспективе с учетом технических возможностей и экономической целесообразности;

12) сортировка отходов — разделение отходов по определенным признакам в соответствии с системой классификации отходов (вторичного сырья);

13) обращение с отходами — все виды деятельности, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов;

14) сбор отходов — удаление отходов из мест образования и накопление их в установленном (санкционированном) месте  с целью последующего использования или захоронения;

15) обезвреживание отходов — обработка отходов различными технологическими методами на специализированных установках с целью предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

16) размещение отходов — операции по хранению и захоронению отходов;

17) захоронение отходов — изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

18) объект размещения отходов — специально оборудованное сооружение для размещения отходов;

19) транспортирование отходов — перемещение отходов между местами или объектами их образования, размещения, обезвреживания и использования;

20) лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается разместить определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки  на данной территории;

21) паспорт отходов — документ, имеющий единые реквизиты, содержащий комплексные сведения о конкретном виде отходов и  удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности;

22) лицензия — специальное разрешение на осуществление вида деятельности в сфере обращения с отходами в течение установленного срока на определенных условиях;

23) использование отходов — применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

24) банк данных об отходах — совокупность  сведений о происхождении, количестве, свойствах и классе опасности отходов;

25) кадастр отходов  Архангельской области — систематизированный свод данных по объектам размещения, обезвреживания и переработки отходов, содержащий банк данных об отходах и о технологиях их использования и обезвреживания,  а также перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору и  транспортированию различных видов отходов.

Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами

1. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами в Архангельской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом, другими областными законами и иными  нормативными правовыми актами Архангельской области.

2. Настоящий закон регулирует отношения при обращении с отходами производства и потребления (далее — отходы), устанавливает полномочия органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления Архангельской области, права и обязанности юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений, определяет основные принципы, условия и требования к экологически безопасному, ресурсосберегающему и  экономически выгодному обращению с отходами на территории Архангельской области.

Нормы настоящего закона не  распространяются на остатки сырья, материалов и полуфабрикатов, которые используются на том предприятии, где они образуются.

Статья 3. Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы как объект движимого имущества, порядок совершения сделок с ними и  передача вещных прав регулируются гражданским законодательством.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

3. Ответственность за обращение с отходами до момента их отчуждения в собственность другого лица несет собственник отходов.

4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию. 

РАЗДЕЛ II. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

Статья 4. Нормирование в сфере обращения с отходами

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и представляют их на утверждение в федеральный орган исполнительной власти в сфере обращения с отходами или в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере обращения с отходами.

Статья 5. Кадастр отходов Архангельской области

1. Организация и ведение кадастра отходов Архангельской области осуществляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере обращения с отходами.

2. Порядок ведения кадастра отходов Архангельской области определяется администрацией Архангельской области.

3. Кадастр отходов Архангельской области формируется на основании данных, представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами.

Статья 6. Использование отходов в качестве вторичного сырья

1. Отходы подлежат использованию в качестве вторичного сырья или по иному назначению с учетом технической  (технологической) возможности, экономической целесообразности, интересов территории в сырье и (или) получаемой из отходов продукции. 

2. Основой для создания системы взаимосвязанных организационных, научно-технических, социальных и экономических мероприятий для обеспечения уменьшения образования отходов, использования их в качестве  вторичного сырья, ограничения или предотвращения влияния отходов на окружающую среду являются областные социально-экономические целевые программы Архангельской области и программы муниципальных образований Архангельской области в сфере обращения с отходами.

3. Областные социально-экономические целевые программы Архангельской области и программы муниципальных образований Архангельской области в сфере обращения с отходами разрабатываются с учетом:

1) генеральных схем очистки территорий населенных пунктов;

2) градостроительного зонирования;

3) развития отрасли по переработке отходов, использования отходов в качестве вторичного сырья;

4) наилучших существующих технологий в сфере обращения с отходами;

5) необходимости проведения рекультивации и санации территорий, занятых отработанными свалками;           

6) необходимости обеспечение безопасности акваторий;

7) мер по формированию экологической культуры населения и обучению безопасному обращению с отходами.

Статья 7. Требования к размещению отходов

1. Выбор места под строительство объекта размещения отходов на территории Архангельской области планируется и осуществляется при наличии:

1) специальных (инженерно-геологических, экологических, социальных и других) исследований;

2) согласований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области;

3) положительного заключения государственной экспертизы;

4) решения администрации Архангельской области согласованного с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Архангельской области.

Разрешение на захоронение отходов выдается только при обосновании невозможности или нецелесообразности их использования.

2. Места, выделенные для размещения отходов, используются исключительно для размещения отходов, заявленных при оформлении разрешения.

3. Отдельному учету, раздельному (селективному) складированию и хранению подлежат отходы, которые: по своим компонентам (вещественному составу) и перспективности использования в качестве вторичного сырья могут быть переработаны по определенной технологии, подлежащей внедрению; по своим характеристикам соответствуют нормативным требованиям к техногенным (вторичным) месторождениям; по своим физико-химическим свойствам не могут храниться совместно или в непосредственной близости друг от друга.

4. Размещение отходов должно производиться способами, исключающими угрозу здоровью и жизни людей, ухудшения состояния окружающей среды, причинения другого ущерба, а также с соблюдением условий, обеспечивающих возможность использования отходов на месте или после передачи их другим потребителям.

5. Каждый объект размещения отходов должен иметь экологический паспорт природопользователя, в котором определены виды отходов, их происхождение, класс опасности, количественные и качественные показатели, рекомендации по безопасному обращению.

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Запрещается размещение отходов в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, в водоохранных зонах, а также  в других местах, не соответствующих правилам, требованиям и нормативам по обеспечению размещения отходов,  где технически затруднено и экономически  неэффективно выполнение мероприятий, при отсутствии которых может возникнуть опасность для здоровья людей и состояния окружающей среды.

8. Объекты для размещения отходов должны обустраиваться и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную экспертизу, согласованными и утвержденными в установленном порядке.

9. Обработка отходов при их размещении должна выполняться в соответствии с требованиями санитарных и экологических нормативов, обеспечивая возможность безопасного использования или ликвидации отходов.

10. Собственник объекта размещения отходов или лицо, во владении или в пользовании которого находится данный объект, обязаны осуществлять как в период эксплуатации объекта, так и после завершения его эксплуатации экологический мониторинг мест размещения отходов и деятельности по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов должен осуществляться радиационный контроль. В случае выявления превышения установленного санитарными нормами уровня радиационного фона отходы подлежат сбору, сортировке, транспортированию, обезвреживанию, использованию и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Требования к обращению с отходами на территории городских и иных населенных пунктов

1. Территории городских и иных населенных пунктов, в том числе места временного проживания и отдыха граждан (в том числе садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, дома отдыха, детские лагеря, кемпинги) должны регулярно очищаться от отходов.

2. Для обеспечения ресурсосбережения и экологической безопасности органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области создается система сортировки, сбора и ликвидации отходов, предусматривающая:

1) возможность раздельного сбора организациями или индивидуальными предпринимателями с участием населения представляющих интерес компонентов отходов (металл, стекло, текстиль, макулатура, пластмасса, резина, пищевые отходы и т. д.);

2) организацию накопления, временного хранения и обезвреживания пригодных для использования отходов в установленных местах;

3) регулярную очистку и вывоз с территории населенных пунктов отходов, сваленных в неустановленных местах;

4) соблюдение установленных санитарных и экологических, ресурсосберегающих правил, требований и нормативов обращения с отходами;

5) проведение мероприятий, направленных на предотвращение образования несанкционированных свалок отходов;

6) контроль за соблюдением законодательства в сфере обращения с отходами.

3. Организация работ по очистке от отходов территорий городских и иных населенных пунктов, мест временного проживания и отдыха граждан возлагается на органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.

Статья 9. Требования при обращении с опасными отходами

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение опасных отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды, иметь паспорт опасных отходов, лицензию на обращение с опасными отходами и вести учет опасных отходов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с опасными отходами, обязаны обеспечивать безопасность своих работников, населения и надежную защиту окружающей среды от опасного воздействия отходов.

3. Опасные отходы подлежат удалению (захоронению и (или) уничтожению) либо обезвреживанию с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Допускается временное хранение опасных отходов на территории предприятия (организации), где эти отходы образуются в результате производственной деятельности, при условии оформления соответствующего разрешения, в котором устанавливаются сроки, условия и порядок хранения опасных отходов.

4. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена, приостановлена или запрещена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случаях нарушения установленных требований, норм и правил по обращению с опасными отходами либо при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для здоровья человека и окружающей среды обращение с опасными отходами.

5. Запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, а также зданий, строений, сооружений, установок и иных объектов, если в процессе их эксплуатации образуются опасные отходы, которые не могут быть использованы, обезврежены или размещены экологически безопасными способами.

6. Запрещается использовать продукцию, если в процессе ее использования образуются опасные отходы, которые не могут быть обезврежены или размещены экологически безопасными  способами.

7. Вывоз опасных отходов с территории Архангельской области с целью их использования, обезвреживания, размещения или ликвидации осуществляется при наличии следующих документов:

1) подтверждение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области об отсутствии в Архангельской области технической возможности использования, обезвреживания, размещения или ликвидации этих отходов экологически безопасными и эффективными способами;

2) подтверждение организации, расположенной на территории другого субъекта Российской Федерации, о согласии принять опасные отходы и о возможности осуществить использование или захоронение отходов экологически безопасным способом.

8. Транзитное перемещение отходов по территории Архангельской области осуществляется в соответствии с требованиями к транспортированию отходов.

Статья 10. Требования к транспортированию отходов

1. Транспортирование отходов производится только специально оборудованными транспортными средствами, обеспечивающими предотвращение потерь отходов при наличии паспорта отходов и документации для транспортирования отходов с указанием количества отходов, цели и места их транспортирования.

2. Порядок транспортирования опасных отходов на конкретных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, водном), требования к обеспечению безопасности работников и предотвращению воздействия на окружающую среду при транспортировании и выполнении погрузочно-разгрузочных работ и другие требования определяются государственными стандартами, нормами и правилами, утвержденными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии с их компетенцией.

3. Порядок транспортирования отходов по территории Архангельской области устанавливается администрацией Архангельской области.

Статья 11. Учет и отчетность в сфере обращения с отходами

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в сфере обращения с отходами устанавливается специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии с их компетенцией. Порядок статистического учета в сфере обращения с отходами устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительный власти в сфере статистического учета.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны представлять  отчетность в порядке и в сроки, которые определены специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии с их  компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами в соответствии с их  компетенцией.

Статья 12. Информирование при обращении с отходами

1. Информирование при обращении с отходами  предусматривает все виды деятельности по информационному обеспечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, общественных организаций и населения объективными и достоверными сведениями в установленном законодательством порядке.      

2. Организация и финансирование информационного обеспечения по вопросам обращения с отходами осуществляются администрацией Архангельской области.

РАЗДЕЛ III.  ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 13. Полномочия органов государственной власти Архангельской области в сфере обращения с отходами

1. К полномочиям Архангельского областного Собрания депутатов в сфере обращения с отходами относятся:

1) принятие областных законов в сфере обращения с отходами;

2) определение полномочий администрации Архангельской области в сфере обращения с отходами;

3) определение основных направлений социально-экономической  политики в сфере обращения с отходами;

4) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

2. К полномочиям администрации Архангельской области в сфере обращения с отходами относятся:

1) участие в проведении государственной политики в сфере обращения с отходами на территории Архангельской области;

2) обеспечение разработки, утверждения и реализации социально-экономических целевых программ Архангельской области в сфере обращения с отходами и осуществление контроля за их исполнением;

3) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникающих при обращении с отходами;

4) определение уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области в сфере обращения с отходами;

5) организация разработки и реализации мероприятий по правовому, организационному, экономическому, научно-техническому, социальному обеспечению стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к внедрению малоотходных технологий, рациональному использованию природных ресурсов и вторичного сырья;

6) участие в организации обеспечения населения информацией в сфере обращения с отходами;

7) организация обучения на всех уровнях образования правилам обращения с отходами производства и потребления, способствующим ресурсосбережению, обеспечению безопасности населения и охране окружающей среды;

8) принятие решений о размещении, проектировании и строительстве межмуниципальных объектов  размещения и переработки отходов;

9) установление правил и введение ограничений на транспортирование опасных отходов в населенных пунктах, местах отдыха и туризма;

10) организация и осуществление государственного контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, а также определение перечня должностных лиц исполнительных органов государственной власти Архангельской области, осуществляющих государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами;

11) определение порядка ведения кадастра отходов Архангельской области и организация ведения кадастра отходов Архангельской области;

12) организация взимания   платы за негативное воздействие на окружающую среду и осуществление контроля в установленном законодательством Российской Федерации порядке по объектам хозяйственной и иной деятельности в сфере обращения с отходами, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

13) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.

Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в сфере обращения с отходами

1. Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области осуществляют деятельность в сфере обращения с отходами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В соответствии с установленными полномочиями органы местного самоуправления поселений организуют сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

3. В соответствии с установленными полномочиями органы местного самоуправления городских округов организуют сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов.

4. В соответствии с установленными полномочиями органы местного самоуправления муниципальных районов определяют систему утилизации и переработки отходов в границах муниципального района.

5. Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в соответствии со своей компетенцией осуществляют следующие функции:

1) разрабатывают порядок обращения с отходами на территории муниципального образования;

2)  обеспечивают разработку и утверждают схему санитарной очистки в границах территорий населенных пунктов;

3) представляют сведения в порядке, установленном администрацией Архангельской области, по объектам размещения, обезвреживания и переработки отходов, данные об отходах и о технологиях их использования и обезвреживания, перечень юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, вывозу, утилизации и переработке отходов различных видов;

4) организуют раздельный сбор бытовых и приравненных к ним отходов с целью выделения вторичного сырья;

5) разрабатывают систему льготного налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, в части местных налогов;

6) осуществляют  разъяснительную работу с населением по участию в раздельном сборе отходов и вторичного сырья;

7) обеспечивают разработку и реализацию муниципальных программ в сфере обращения с отходами;

8) участвуют в разработке и реализации социально-экономических целевых программ Архангельской области в сфере обращения с отходами.

Статья 15. Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений в сфере обращения с отходами в Архангельской области

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане и их объединения имеют право на:

1) получение в установленном законодательством порядке полной, объективной и достоверной информации, касающейся обращения с отходами, в том числе об опасности, возникающей при функционировании объектов размещения  отходов;

2) участие в установленном порядке в разработке мероприятий, связанных с обеспечением безопасности, ресурсосбережения при проектировании, сооружении и эксплуатации объектов размещения  отходов;

3) компенсацию в установленном законодательством порядке материального ущерба, а также прямого или непосредственного ущерба здоровью граждан, нанесенных вследствие функционирования объектов размещения с отходов;

4) осуществление общественного контроля за обращением с отходами через трудовые коллективы или объединения граждан в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по ресурсосберегающему и безопасному обращению с отходами

Юридические лица и индивидуальные предприниматели,  деятельность которых приводит к образованию отходов или с обращению с ними, обязаны:

1) осуществлять деятельность по обращению с отходами только при наличии разрешительной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) принимать необходимые организационно-технические и технологические меры по уменьшению образования отходов посредством более рационального использования первичного сырья и применения малоотходных технологических процессов и производств;

3) обеспечивать эффективное повторное использование отходов, а также соблюдать установленный порядок сбора, размещения и транспортирования отходов;

4) определять и документировать свойства и состав отходов, класс их опасности в соответствии с действующими санитарными и другими правилами, стандартами и методиками;

5) обеспечивать полный сбор, соответствующее хранение и предотвращение уничтожения, порчи отходов, имеющих ресурсную ценность, выполнять мероприятия по специальному складированию, консервации и безопасному хранению указанных отходов, которые временно не используются;

6) разрабатывать за счет собственных средств технологии и рекомендации по сбору и использованию образующихся отходов, в том числе собственной продукции, утратившей потребительские свойства при эксплуатации;

7) возмещать в полном объеме причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц ущерб, нанесенный в результате деятельности в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) обеспечивать профессиональную подготовку и повышение квалификации работников, занятых в сфере обращения с отходами;

9) в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде,. здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом исполнительный орган государственной власти Архангельской области в сфере обращения с отходами и орган местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.

РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 17. Основные направления экономического регулирования в сфере обращения с отходами

1. Экономическое регулирование в сфере обращения с отходами на территории Архангельской области направлено на:

1) уменьшение количества образующихся отходов;

2) увеличение объемов отходов, вовлеченных в хозяйственную деятельность;

3) уменьшение объемов захоронения отходов;

4) применение для переработки и размещения отходов экологически приемлемых технологий;

5) обеспечение равных возможностей для юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей в деятельности, связанной с обращением с отходами;

6) компенсацию за негативное воздействие, наносимое окружающей среде размещением отходов;

7) создание и развитие производств, использующих вторичное сырье;

8) повышение ответственности юридических лиц, Физических лиц, индивидуальных предпринимателей за загрязнение окружающей среды отходами.

2. Механизм экономического регулирования в сфере обращения с отходами предусматривает:

1) целевое финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, пилотных и иных проектов по переработке и обезвреживанию отходов;

2) применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности по обращению с отходами;

3) предоставление инвестиционного налогового кредита юридическим лицам и  индивидуальным предпринимателям , осуществляющим деятельность в сфере обращения с отходами;

4) осуществление лизинговой деятельности в сфере обращения с отходами с использованием средств областного бюджета.

3. Налоговые льготы устанавливаются областным законом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области вправе устанавливать налоговые и другие льготы субъектам деятельности в сфере обращения с отходами в соответствии с законодательством.

Статья 18. Плата за размещение отходов

1. Размещение отходов является платным. Плата за размещение отходов взимается с юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей, осуществляющих размещение отходов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Плата за размещение отходов перечисляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Тарифы на оказание услуг по размещению отходов

1. В состав тарифа на оказание услуг по размещению отходов на объектах размещения отходов включаются доли затрат на возмещение потерь и ущерба, связанных с изменением целевого использования земель, рекультивацией отработанных земель, проведением мониторинга окружающей среды в период эксплуатации объекта по размещению отходов, и плата за размещение отходов.

Средства на рекультивацию земель накапливаются при эксплуатации объекта по размещению отходов и используются по целевому назначению.

2. Порядок формирования и утверждения тарифов на оказание услуг по размещению отходов на объектах размещения отходов, расположенных на территории Архангельской области, определяется администрацией Архангельской области.

РАЗДЕЛ V. КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 20. Государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами на территории Архангельской области

1. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляет государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами на территории Архангельской области на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.

2. Государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами включает в себя:

1) контроль за выполнением экологических требований (государственный экологический контроль) в сфере обращения с отходами;

2) контроль за выполнением санитарно-эпидемиологических и иных требований в сфере обращения с отходами;

3) контроль за соблюдением требований пожарной безопасности в сфере обращения с отходами;

4) контроль за соблюдением требования предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами;

5) контроль за соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;

6) контроль за выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

7) контроль за достоверностью представляемой информации в сфере обращения с отходами и отчетности об отходах;

8) выявление нарушений законодательства в сфере обращения с отходами и контроль за принятием мер по устранению таких нарушений;

9) привлечение в установленном порядке индивидуальных предпринимателей и юридических лиц к ответственности за  нарушение законодательства в сфере обращения с отходами;

10) применение штрафных санкций, предъявление исков о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью человека в результате нарушения законодательства в сфере обращения с отходами.

3. Решения органа, осуществляющего государственный контроль за деятельностью в сфере обращения с отходами, подлежат обязательному выполнению и могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области могут быть наделены государственными полномочиями по осуществлению контроля за выполнением экологических требований (государственный экологический контроль) в сфере обращения с отходами в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья 21. Производственный контроль в сфере обращения с отходами

1. Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами.

2. Юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере обращения с отходами, обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области, осуществляющий государственный экологический контроль.

3. Порядок осуществления производственного контроля в сфере обращения с отходами определяется юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами, по согласованию с уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере обращения с отходами.

Статья 22. Общественный контроль в сфере обращения с отходами

Общественный контроль в сфере обращения с отходами осуществляется гражданами, общественными объединениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с целью проверки выполнения требований настоящего закона органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами.

РАЗДЕЛ VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 23. Виды ответственности за нарушение законодательства в сфере обращения с отходами

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в сфере обращения с отходами юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами влечет за собой  дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства в сфере обращения с отходами

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели возмещают вред, причиненный вследствие нарушения законодательства в сфере обращения с отходами, в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Уплата штрафа не освобождает лиц, допустивших правонарушения при обращении с отходами, от обязанностей по устранению нарушений, ликвидации их последствий и возмещению вреда, причиненного здоровью человека, окружающей среде, имуществу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан.

3. Споры по вопросам обращения с отходами решаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу со дня его подписания

Глава администрации области                                                                                     И.Ф. Михальчук

г. Архангельск

2008 г.



08 февраля 2005 Экологический кодекс РФ заменит 550 нормативных актов, регламентирующих сферу охраны окружающей среды
02 февраля 2005 О Красной книге Архангельской области
22 марта 2005 Документы, регламентирующие природоохранную деятельность
25 февраля 2005 О совете по вопросам изменения климата и контролю за выбросами парниковых газов
15 июля 2005 Об охране окружающей среды на территории Архангельской области
05 декабря 2008 Об экологическом мониторинге в Архангельской области
05 декабря 2008 Вас приглашают принять участие в обсуждении двух экологических законопроектов
01 февраля 2006 Программа охраны окружающей среды Архангельской области на 2006-2008 г.г.
01 марта 2006 Депутаты Архангельского областного Собрания раскритиковали экологическую программу
22 июня 2006 Региональная экологическая программа получила законодательную основу
04 июня 2008 В Архангельске прошла конференция по формированию региональной политики в области охраны окружающей среды

Copyright ©2002–2017 Экологический сайт Архангельской области