СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение.
1. Предисловие.
2. Вектор текущего состояния.
3. Общие положения.
II. Цель и задачи.
1. Цель.
2. Задачи.
3. Основные направления развития.
4. Основы развития экологической концепции.
III. Приоритеты постановки и решения задач
1. Первый приоритет.
1.1 Экологическое образование и просвещение.
2. Второй приоритет.
2.1. Научное обеспечение.
2.2. Экологический мониторинг и информационное обеспечение.
2. Третий приоритет.
3.1. Основные направления экологической политики.
3.2. Развитие системы государственного, муниципального и ведомственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.
3.3. Нормативное правовое обеспечение и правоприменение.
3.4. Экологический мониторинг и информационное обеспечение.
3.5. Развитие гражданских общественных инициатив как условия реализации государственной экологической политики на региональном и муниципальном уровнях.
3.6. Территориальная экологическая политика.
4. Четвёртый приоритет.
4.1. Экономический и финансовый механизмы.
5. Пятый приоритет.
5.1. Сохранение, восстановление и формирование благоприятной природной среды.
5.2. Устойчивое природопользование.
5.3. Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение.
5.4. Обеспечение безопасности при потенциально опасных видах деятельности.
6. Шестой приоритет.
6.1. Экологические приоритеты в здравоохранении и демографической политике.
6.2. Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций.
IV. Этапы выполнения экологической концепции муниципального образования «Северодвинск».
1. Этапы выполнения.
2. Контроль за выполнением. Вектор ошибки.
I. Введение
1. Предисловие:
В основу данной экологической концепции заложено понимание того, что все процессы в Мироздании носят управляемый характер, в том числе и процесс взаимотношения человека с его природной средой, который и обозначен словом «экология». Под словосочетанием «экологическая концепция» подразумевается описание экологического развития, его видение и замысел. Поскольку экологическая концепция описывает возможное состояние процесса экологического развития, то для повышения вероятности достижения намеченной цели, данная концепция написана с позиции управления процессом. Как и любой процесс, процесс экологического развития г. Северодвинска и его окрестностей имеет свою цель и ряд задач, успешно решая которые и достигается намеченная цель. Поскольку процесс взаимоотношения человека и Природы носит многоуровневый и взаимовложенный характер от уборки мусора до экологии Мировозрения человека, то данная концепция составлена таким образом, чтобы чётко и ясно можно было определить, к какому уровню относится та или иная экологическая проблема или задача. Задачи концепции написаны в таком порядке, в котором становится видна их взаимовложенность и приоритетность решения.
Всякое общество, так или иначе, управляется, соответственно этому, при взгляде с позиций достаточно общей теории управления на жизнь обществ на исторически длительных интервалах времени (сотни и более лет), средствами воздействия на общество, осмысленное применение которых позволяет управлять его жизнью и смертью, являются:
Первый приоритет: Видение будущего на основе знаний мировоззренческого характера. Разработка способов и навыков при помощи, которых люди могут строить как собственные, так и общественные мерила распознавания частных потоков (процессов) в полноте и целостности Мироздания и определять в своём восприятии их упорядоченность и взаимовложенность. Эти знания и сведения мировоззренческого характера являются основой мышления и полноты управленческой деятельности, включая и внутри-общественное полновластие, как в пределах определённого района, так и в пределах всего человечества. Это так называемый: «концептуальный уровень», на котором формируются частные матрицы жизни людей, родов, народов, всего человечества. Данный уровень объемлет собой все ниже стоящие уровни и является для них определяющим.
Второй приоритет: Знания и сведения летописного характера всех отраслей Культуры и всех отраслей Знаний. Они позволяют видеть направленность течение потоков-событий и соотносить друг с другом частные отрасли Культуры в целом и отрасли Знания. При владении сообразным Мирозданию мировоззрением, на основе чувства меры, эти знания позволяют выделять частные потоки-процессы, из общего неупорядоченного потока явлений и событий, формируя при этом собственное мерило распознавания.
Третий приоритет: Знания событийно-описательного характера позволяют описать частные потоки-процессы и их взаимосвязи. А так же придать видению будущего и его замыслу форму воплощения в действительность (идеологию). К этому уровню относятся все без исключения вероучения и религиозные культы, светские идеологии, технологии и фактологии всех отраслей науки, а так же СМИ. Это уровень работы идеологов, социологов, политологов. Здесь описывается будущая структура для задуманной идеологии.
Четвёртый приоритет: Силы и средства, обеспечивающие воплощение замысла в жизнь. На этом уровне протекают все потоки-процессы, связанные с деятельностью денег, являющихся предельно-обобщенным видом «информации экономического» характера. Здесь под действие структуры подводятся финансовые потоки, оживляющие структуру.
Пятый приоритет: Силы и средства поражающие (или наоборот способные противостоять этому поражению) не только живущих, но и последующие поколения, уничтожающие обусловленные возможности освоения и развития ими культурного наследия предков: ядерный шантаж; алкогольный, табачный и прочие виды наркотических зависимостей, пищевые и косметические добавки, все экологические загрязнители, некоторые виды медикаментов, генная инженерия и биотехнологии (возможные опасности).
Шестой приоритет: Прочие силы и средства главным образом непосредственного воздействия — оружия в обыденном понимании этого слова, убивающего и калечащего людей, разрушающего и уничтожающего материально-технические объекты, вещественные памятники культуры и носителей их духа.
Хотя однозначных разграничений между средствами воздействия нет, поскольку многие из них обладают качествами, позволяющими отнести их к разным уровням, но приведённая упорядоченность по приоритетам позволяет выделить основные показатели воздействия, которые могут применяться в качестве средств управления и, в частности, в качестве средств подавления и уничтожения управленчески неприемлемых явлений в жизни общества.
При применении этого набора внутри одного общества это — обощённые средства управления им. В случае же применения этого набора одного общества по отношению к другому (при условии не совпадение замысла жизнеустройства) это — обощённое оружие, то есть средства ведения войны. Так же возможно, что данный набор может являться средством поддержки самоуправления в ином обществе, при отсутствии «концептуальной несовместимости» управления в обоих обществах.
Указанный порядок определяет преобладания названных уровней друг над другом, а так же по силе воздействия на общество, поскольку изменение состояния общества под воздействием высших уровней имеет, куда большие последствия, чем под воздействием низших, хотя и протекают медленнее. То есть на длительных временных промежутках быстродействие растёт от первого к шестому, а необратимость результатов их применения, во многом определяющая качество принятого решения в жизни общества — падает.
2. Вектор текущего состояния
2.1. В мире.
Современный экологический кризис ставит под угрозу жизнь всего человечества и преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, в соответствии с адаптационными способностями природных систем, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.
Учитывая, что все процессы в Природе взаимосвязаны и взаимообусловлены, данная экологическая концепция рассматривает в качестве основной причины экологического кризиса изменение человеком своего отношения к Природе, поскольку из всех живущих на Земле организмов только он способен изменять природную среду обитания, вплоть до полного её уничтожения, исходя из своих желаний и устремлений. Поэтому исправление отношения людей к Природе является основой снижения уровня экологических рисков и природных катаклизмов.
В мировом сообществе всё больше начинает преобладать точка зрения, что построение технократического общества несёт в себе угрозу, как Природе, так и самому человеку. В связи, с чем построение биоцивилизации расценивается как выход из нынешней тупиковой ситуации.
Вместе с тем, не следует забывать, что для осуществления перехода от технократического общества к биоцивилизации потребуется огромное количество ресурсов: людских
( интелектуальных и физических способностей, и душевных сил), природных, территориальных, и информационных. А поскольку Россия явлется «мировой кладовой», то борьба за управление ею будет носить характер первоочередной стратегической задачи.
2.2. В России.
Вместе с развалом СССР была развалена и единая система экологического планирования и контроля. Находясь в состоянии постоянного реформирования, экологическая полика РФ не имеет упорядоченности и однозначности. Зачастую она является инструментом достижения политических целей в борьбе за власть или олигархических интересов. Всё это стало возможным в условиях политической нестабильности, низкого уровня экологического просвещения и низкого уровня осознанного понимания своих прав и методов их защиты большинством граждан РФ.
Сегодня большинству россиян малодоступны естественные человеческие права: дышать чистым воздухом, пить чистую воду, потреблять качественную пищу, иметь здоровых детей. В результате падает продолжительность жизни, растет смертность, увеличивается число больных детей. Неуклонно продолжается процесс физического вырождения народа и деградации природы России. Экологическое неблагополучие уже стало тормозом социально-политического развития России.
Управление страной осуществляется без учета долгосрочных национальных интересов: Россия превратилась в сырьевой придаток развитых стран, мировую свалку отходов, опасных технологий, некачественных продуктов и товаров. Природные ресурсы страны используются неэффективно, увеличивается разрыв между богатыми и бедными, происходит отход от основ демократии, усиливается авторитаризм, растет беззащитность граждан перед приватизировавшей страну бюрократией, олигархией, коррупцией и преступностью. Современное российское общество всё больше превращается в общество безответственного потребления, где жизненный успех связан только с доступностью и количеством материальным благ, такое общество не имеет будущего.
Поскольку экологическое закондательство находиться в состоянии постоянных преобразований ввиду разнонаправленного давления на него различных политических и коммерческих сил, и на сегодняшний день не представляется возможным предугадать какую форму оно примет, и чьи интересы оно будет защищать, то планирование местного экологического развития надо строить на основе Конституции РФ.
2.3. В Архангельской области.
В Архангельской области складывается крайне неблагоприятная обстановка в области экологии. Это касается как вопросов экологического просвещения, так и экологической безопасности.
Основой экономики области является потребление природных ресурсов. Но ввиду низкого качества управления экономикой коэффициент использования природных ресурсов крайне низок. Местное население не получает компенсаций за пользование ими и по сути своей не имеет возможности самостоятельно ими распоряжаться.
Более того, область всё больше превращается в перевалочную базу для нефтяных компаний, что многократно увеличивает риски экологических катастроф.
На территории области действует космодром «Плесецк», деятельность которого не поддаётся контролю ни со стороны властей области, ни со стороны общественности. Деятельность космодрома представляет серьёзную опасность не только жизнедеятельности населения области, но и всей Природной системе области.
В частности:
-превращение космодрома «Плесецк» в главный космодром России приводит к нарушению озонового слоя на значительных по площади территориях Архангельской области;
-очень велика угроза экологической катастрофы из-за возможности попадания отходов деятельности космодрома по системам карстовых полостей во все водные источники междуречья р. Онеги и Северной Двины (к данным территориям относится и г. Северодвинск);
-до сих пор остаётся открытым вопрос о воздействии высокочастотных импульсов, происходящих во время старта ракет, на мозг человека (массовое ухудшение самочуствия, головные боли и т.д.).
Власти области по сути своей занимаются имитационной деятельностью в сфере экологии. До сих пор не принята концепция экологического развития области. «Экологические деньги», собранные с предприятий-загрязнителей природной среды «изчезают» в областном бюджете, так как на сегодняшний день разрешено их нецелевое использование. В результате чего финансирование экологических проектов находится на крайне низком уровне. Нет единой программы экологического просвещения и образования, всё, что делается в этом направлении, носит разовый, частный характер и финансируется в основновном европейскими и американскими грантодателями.
Администрация области упорно лоббирует идею построения стационарной АЭС под Северодвинском (посёлок Рикасиха), мотивируя это высокой стоимостью электроэнергии. Часть экологической общественности области, понимая всю пагубность данной затеи, пытается найти выход из данной ситуации. Примером для выхода из данной ситуации является большинство стран Западной Европы, где свёртываются атомные программы, АЭС закрываются, а силы и средства вкладывают в развитие альтернативных источников энергии.
Экологическая общественность разобщена и не имеет той силы и значимости, которую имеют общественники-экологи в развитых странах. Вся их деятельность направлена на решение частных задач и в основнов поддерживается финансами североевропейских стран.
На сегодняшний день не существует единого видения будущего экологии Архангельской области, как и нет единого плана по решению задач экологической направленности.
Вместе с тем, основой возрождения области, в том числе и в сфере экологии, должно стать понимание того, что Архангельская область является основной составной частью европейской части Русского Севера. А Русский Север — это не только неисчислимые запасы сырья, углеводородного топлива, редкоземельных металлов и минералов, рыбопродуктов и алмазов. Русский Север — это ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ и климатическая лаборатория планеты, это резервное пространство, обеспечивающее возможности для роста народонаселения страны. Русский Север — это уникальное коммуникационное пространство, обеспечивающее связь России со всем миром, а также предоставляющее транзитные возможности для коммуникаций в треугольнике важнейших и перспективнейших регионов современности: Тихого, Атлантического, и Индийского океанов. Русский Север, наконец, — это его коренное население, со своими обычаями, культурой, традициями, которые необходимо и сохранить, и приумножить.
Русский Север — это и определённый образ жизни — русский образ, который поколениями первопроходцев формировался в Поморье. Этот образ воспитывает любящих свою землю, видящих в ней своё будущее и, поэтому, готовых вложить в неё свою душу, сильных, трудолюбивых, упорных и целеустремлённых людей, совместными усилиями осваивающих пространство и ресурсы Севера. Этот образ – основа Русского Мировозрения, — как надёжной гарантии возрождения России.
Коренной поворот к восстановлению Русского Севера, бесспорно, связан с колоссальными расходами, потребует напряжения сил и энергии всего народа. Но этот поворот позволит не только включить в общенациональное богатство огромные неиспользуемые или плохо используемые ресурсы, оживить отечественное производство (именно производство, а не псевдохозяйственную деятельность), навечно закрепить за Россией просторы и богатства Русского Севера, но и, по большому счёту, вернуть смысл жизни миллионам наших граждан. А смысл жизни — это будущее, будущее отдельного человека, будущее народа, будущее страны. По всей вероятности, Север — это и есть будущее России, поскольку без Севера это уже совсем другая страна.
Внесение определённости в вопрос направления развития области (чем она будет через 10-15 лет: Русским Севером или же северо-восточной окраиной ЕС), позволит вывести область из состояния «концептуальной неопределённости», и начать осуществлять качественное управление областью в интересах всего местного населения (с учётом интересов, по меньшей мере, трёх последующих поколений) и РФ в целом.
2.4. В Северодвинске.
Город Северодвинск в экологическом смысле относится к проблемным территориям. В условиях экономического кризиса, охватившего нашу страну в последнее десятилетие XX века, наблюдается общее ухудшение экологической ситуации, понижение качества жизни населения, рост заболеваемости и смертности среди северян.
Устойчивое развитие Северодвинска повышение качества жизни и здоровья его населения, а также обеспечение личной экологической безопасности возможны только при условии сохранения природных систем, улучшения и поддержания качества окружающей среды. Для этого необходимо формирование и последовательное выполнение местных гражданских общественных экологических инициатив, затрагивающих развитие всех сфер жизни города и градообразуюших предприятий.
Внедрение в общественную практику экологических принципов охраны городской среды необходимо осуществлять в рамках совершенствования общегородской системы социально-экономических отношений направленных на улучшение местной экологической ситуации. Сохранение и восстановление природных систем, создание рекреационных ландшафтов, улучшение экологической ситуации на территории Северодвинска должно быть одним из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления, руководства градообразуюших предприятий, общественных экологических организаций при активной роли всех граждан.
Экологические проблемы Северодвинска должны решаться в рамках триады «власть — производство — общественность» при постепенно повышающейся роли общественных экологических инициатив.
Особенностями экологической обстановки на территории г. Северодвинска является сочетание природно-географических и антропогенных факторов, проявляющихся во взаимодействии предприятий военно-промышленного комплекса, крупнейших в области теплоэлектростанций и других источников техногенного загрязнения,
К негативным природно-климатическим факторам, характерным в целом для северных регионов относятся:
-недостаток кислорода в атмосфере, вызывающий гипоксию;
-повышенное УФ-излучение вызванное возникновением «озоновых дыр» в приполярных областях;
-резкая смена погоды, развивающаяся на фоне прохождения арктических и полярных фронтов и вызываемая этим явлением метеопатия;
-высокая влажность воздуха (ревматизм);
-недостаток света в зимний период;
-дефицит йода, нехватка витаминов и т.д.
Совместное воздействие природно-климатических и антропогенных факторов негативно сказывается на здоровье северодвинцев, особенно детей. Дети — будущее страны, их здоровье — особая забота общества. Частота врожденных пороков развития у детей г.Северодвинска превышает в 7 раз российские показатели и в 4 раза — областные показатели. Структура детских аномалий свидетельствует о том, что здоровье детей в опасности:
-36.6% северодвинских детей имеют пороки в развитии костно-мышечной системы;
-35.8% — аномалии развития мочевыделительной системы;
-37.5% — увеличение щитовидной железы, особенно у девушек.
За период с 1988 года отмечен рост инцидентной заболеваемости нефропатологиями (в 19,2 раза), вровень заболеваемости желудочно-кишечного тракта (в 4,3 раза), патологии эндокринной и сердечно-сосудистой системы.
Северодвинск — город компактной застройки с развитой инфраструктурой. Одним из критериев зависимой патологии является увеличение частоты встречаемости заболеваний v детей, проживающих в непосредственной близости от военно-промышленных предприятий по сравнению со «спальными» районами города. В районах города, удаленных между собой на расстояние не более 3-х километров, заболеваемость детей язвенной болезнью различается в 7 раз, анемиями — в 2 раза, бронхиальной астмой — в 1.5 раза. Очевидно наличие не только экологических эндемических заболеваний, вызванных недостатком йода-кальция, фтора, витаминов группы А и Д, фосфолипидов, никотиновой и фолиевой кислот, но и экологической патологии, присутствующей непосредственно на территории г. Северодвинска. Поэтому, с точки зрения безопасного проживания план развития города должен исходить из того, что надо создавать условия для строительства системы односемейных домов (со всей инфраструктурой) в пригородах Северодвинска, а сам город должен становиться административным, деловым и культурным центром. Жить в окрестностях, работать в городе.
К числу основных выявленных факторов дестабилизации природной среды на территории Северодвинска относятся:
1. Низкая минерализация и высокая цветность питьевой воды. Питьевая вода из природного источника (р. Солза) характеризуется повышенным содержанием железа, отсутствием йода. фтора, низким содержанием кальция. После осветления вода приобретает избыточный алюминий.
2. Загрязнение воздушного бассейна выбросами предприятий ВПК, ТЭЦ, автотранспорта.
3. Низкая буферная способность почв, накопление в них солей тяжелых металлов.
4. Воздействие на здоровье северодвинцев малых доз радиации.
Данные факторы и их сочетания должны учитываться при формировании и реализации экологической политики на территории муниципального образования «Северодвинск». Кроме того, следует учитывать, что возможно наличие других негативных природно-климатических или антропогенных факторов, воздействие которых на организм человека изучено недостаточно.
3. Общие положения
Экологическая концепция муниципального образования «Северодвинск» (далее — Экологическая концепция) является основополагающим документом, определяющим экологическую политику органов муниципального управления, руководителей ведомств, предприятий всех форм собственности, общественных экологических организаций и отдельных граждан города Северодвинска.
Просвещение в вопросах взаимоотношений человека и Природы, создание механизмов решения экологических проблем, сохранение природы и улучшение качества окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности общества.
Безопасная, благоприятная для жизни и здоровья северодвинцев природная среда должна быть включена в систему территориальных социально-экономических отношений как ценнейший компонент общественного достояния, необходимое условие личной и общественной экологической безопасности.
Здоровье, экологическое и социальное благополучие населения города Северодвинска находятся в неразрывном единстве.
Правовую основу Экологической концепции составляет конституция Российской Федерации.
Положения Экологической концепции основаны на фундаментальных научных знаниях в области экологии, смежных наук и исходят из:
-оценки современного состояния природной среды и ее воздействия на качество жизни населения г. Северодвинск и его окрестностей.
-мировых и местных особенностей взаимодействия человека и природы в условиях Севера.
-понимания того, что Северодвинск является составной и неотъемлемой частью РФ, поэтому все процессы, имеющие отношение к данной концепции должны рассматриваться в рамках развития РФ.
-взаимотношения власти и общественности в области экологического развития должны строиться на основании Конституции РФ ст. 9: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
Северодвинск является составной частью области, исторически сформировавшейся, как Русский Север, поэтому экологическое развитие города должно основываться на присущее данной общности людей Мировоззрение, не противоречащее общечеловеческим ценностям и отношение к Природе.
Экологическая концепция учитывает рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Последующих международных форумов, указы Президента Российской Федерации «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (от 1 апреля 1996 г. № 440) и «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (от 10 декабря 1997 г. № 1300 и от 10 января 2000 г. № 24). «Итогового документа конференции «Русский Север в системе геополитических интересов России» состоявшейся 28 февраля 2002 года в Российской академии государственной службы при Президенте РФ;
Стратегия социально-экономического развития города Северодвинска должна быть увязана с основными положениями Экологической концепции.
II.ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ.
1. Цель:
Основной целью экологического развития на территории муниципального образования «Северодвинск» является: Жизнь жителей города и его окрестностей в Ладу с Природой, в чистом и безопасном городе с благоприятной средой обитания.
2. Задачи достижения намеченной цели:
2.1. Задачи просветительского уровня, позволяющие решить вопросы просвещения и образования населения в вопросах: Мировозрения, образа жизни, взаимотношений с Природой.
2.2. Задачи по созданию механизма решения экологических проблем.
2.2.1. Задачи по созданию механизма финансирования экологических проектов и программ.
2.2.2. Задачи по представлению интересов экологов в городском Совете.
2.2.3. Задачи по созданию механизма немедленного реагирования на возникающие экологические проблемы.
2.2.4. Задачи по созданию экологического городского прогнозно-аналитического центра.
2.2.5. Задачи по созданию центра природоохранных, ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;
2.2.6. Задачи по созданию механизма взаимодействия между исполнительной властью, городским советом, экологической общественностью и СМИ.
2.3. Сохранение природных систем (Урочище Куртяево, Ягринский и Пихтальский боры), рекреационных ландшафтов (парки, аллеи, зеленые насаждения) поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для улучшения экологической ситуации в городе Северодвинске;
2.4. Повышение качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечение экологической безопасности.
Для этого надо:
2.4.1. Обеспечить сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества;
2.4.2. Обеспечить благоприятное состояние окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.
3. Основные направления экологического развития:
3.1. Человек — часть Природы, (программы и мероприятия по просвещению и образованию, с задачами по внесению поправок в Мировоззрение; программы и мероприятия по развитию человека не за счёт Природы, а в Ладу с ней);
3.2. Природа — Источник Душевных, Духовных и Жизненных сил Человека (программы мероприятия, развивающие общение человека с Природой: туризм, организация просветительских и обьединяющих праздников для детей и взрослых на Природе; создание ФОК «Лая», востановление движения семейно-оздоровительного поезда «Снежинка»; организация выездных детских лагерей и прочие программы данного направления;
3.3. Северодвинск — город в устье Северной Двины — Духовной основы Русского Севера (программы по Краеведению, востановлению исторической памяти местного населения (отношение поморов к родной Природе), организация детских выездных лагерей с востановлением уклада жизни, свойственного Русскому Северу);
3.4. Северодвинск - город повышенной техногенной опасности ( программы по взаимодействию с СМП и «Звёздочкой», программы по использованию экологических денег);
3.5. Северодвинск живёт его окрестностями (программы по защите лесов, боров, парков, пляжей, водоёмов, участие общественности в механизме выделения квот на вырубку лесов, уборку мусора, посадки деревьев и т.д.);
3.6. Северодвинск — перекрёсток путей (программы по взаимотношениям с соседями в сфере экологии: по области, стране, мировому сообществу). Обмен опытом, семинары, конференции и пр.
4. Основы экологического развития
4.1. Устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической, общественной и экологической составляющим, и признание невозможности развития общества при ухудшении природной среды;
4.2. Упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации. Учет отдаленных экологических последствий;
4.3. Отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;
4.4. Платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;
4.5. Открытость экологической информации;
4.6. Участие общественности, органов самоуправления, деловых кругов и СМИ в подготовке, обсуждении, принятии и выполнении решений в области охраны окружающей среды и разумного природопользования.
III. ПРИОРИТЕТЫ ПОСТАНОВКИ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ
1. Первый приоритет
Поскольку отношение человека (общества людей) к тому или иному жизненному явлению строится как сумма знаний, автоматизмов поведения, стереотипов восприятия, нравственных мерил, душевной чистоты и духовной развитости, то и вопрос отношения человека к Природе надо рассматривать с учётом всех этих составляющих, которые можно объединить словом Мировоззрение. Именно исправление основ Мировоззрения людей, начиная от времени его формирования (программы просветительского и образовательного характера для детских дошкольных учреждений, школ и ВУЗов города) и на протяжении всей жизни человека (институты самообразования, участие в программах и проектах, ставящих перед собой задачи исправления отношения человека к Природе) поможет организовать общность людей живущих на основе взаимобережливого отношения с Природой. Поэтому исходя из того, что причиной экологического кризиса является неправильное отношение человека к Природе, первым приоритетом данной концепции является мировоззрение людей в сфере взаимоотношения с Природой. Исправления в области отношений человека к Природе (с потребительского на взаимобережливый), является основным условием для жизни людей в Ладу с Природой.
- Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят;
- Совесть — лучший контролёр;
- Чистым город делает не количество дворников, а уровень культуры людей, живущих в нём;
Осознанное и ответственное отношение к Природе на основе подобных утверждений может в корне исправить отношение людей к Природе, от бездумного потребления к осознанному и разумному Природопользованию.
Основной задачей данного приоритета является повышение уровня экологической культуры и образования у населения. Воспитание подрастающих поколений в любви и уважению к родной Природе. Для этого надо:
1.1 Создать единую систему непрерывного экологического образования и просвещения населения города Северодвинска, экологизация системы образования и воспитания учащихся детских садов, школ, училищ, техникумов, вузов;
1.2 Включить вопросы экологии, разумного природопользования, охраны окружающей среды и устойчивого развития в содержание образования на всех его уровнях «дошкольное учреждение — школа — техническое училище — техникум — вуз»;
1.3 Усилить роль социальных и гуманитарных аспектов экологического образования и эколого-просветительской деятельности;
1.4 Организовать экологическую подготовку и переподготовку преподавательских кадров для всех уровней муниципальной системы обязательного и дополнительного образования и просвещения;
1.5 Включить вопросы формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в целевые региональные и местные программы развития;
1.6 Организовать конкурсную целевую региональную и муниципальную поддержку структур, осуществляющих экологическое просвещение и образование;
1.7 Развить систему экологической подготовки лиц, принимающих решения в различных сферах производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб, системы правоохранительных и судебных органов;
1.8 Повысить информированность деловых кругов в области природоохранного законодательства, разумного природопользования, охраны природной среды, устойчивого развития, а также обучение их методам экологического управления;
1.9 Наладить публикацию материалов по вопросам экологии в средствах массовой информации.
2. Второй приоритет
2.1. Научное обеспечение
Основной задачей является развитие научных знаний об экологических основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также природными процессами и явлениями. Для этого надо:
2.1.1. Разработать экологическую составляющую стратегического прогноза развития Северодвинска с учетом различных сценариев будущих изменений;
2.1.2. Провести исследование возможного регионального изменения климата и его последствия для природной среды;
2.1.3. Определить пределы устойчивости и экологической емкости природных систем;
2.1.4. Разработать экологически эффективные и ресурсосберегающие технологии, производств, видов сырья, материалов, продукции, оборудования;
2.1.5. Разработать экологичные технологии, основанные на принципах естественной саморегуляции;
2.1.6. Разработать научные принципы и технологии устойчивого использования и воспроизводства возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.);
2.1.7. Разработать основы использования атмосферного воздуха (воздушных ресурсов), обеспечивающих сохранение природной среды;
2.1.8. Разработать эффективные методы сохранения биологического разнообразия, включая развитие сети особо охраняемых пригородных природных территорий, сохранение и восстановление редких и ценных видов животных (семга, форель, северная жемчужница и т.д.) и растений (посадки кедров), а также природных сообществ и экосистем;
2.1.9. Разработать методологии и методы эколого-экономических оценок, в том числе определения экономической ценности природных систем с учетом их средообразующей функции для использования в экономических механизмах управления;
2.1.10. Создать теории и методологии определения экологических рисков с ориентацией на создание системы управления качеством природной среды;
2.1.11. Разработать средства предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей природной среды и утилизации опасных отходов;
2.1.12. Организовать изучение эколого-зависимых заболеваний, особенно связанных с загрязнением окружающей среды;
2.1.13. Организовать разработку и развитие современных методов экологического мониторинга и информационных технологий для целей управления в области охраны окружающей среды.
2.2. Экологический мониторинг и информационное обеспечение
Основной задачей является обеспечение муниципальных органов, юридических лиц и общественности города достоверной информацией о состоянии природной среды на территории г. Северодвинска и ее возможных неблагоприятных изменениях, необходимой для их предотвращения, устойчивого природопользования, а также свободы осознанного выбора гражданами условий их жизнедеятельности. Для этого надо:
2.2.1. Создать условия для развития единой системы экологического мониторинга на всей территории административного образования «Северодвинск», включая мониторинг биотических и абиотических компонентов природной среды на промышленных предприятиях и за их пределами;
2.2.2. Работать над совершенствованием нормативной базы, регламентирующей взаимодействие между муниципальными властями, ведомствами и организациями, осуществляющими государственный экологический мониторинг, включая формирование фонда информационных ресурсов по природной среде;
2.2.3. Обеспечить достоверность и сопоставимость данных мониторинга по отдельным отраслям промышленности и районам административно-территориального образования «Северодвинск»;
2.2.4. Совершенствовать системы учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, накапливаемых на территории города Северодвинска;
2.2.5. Провести работы по выявлению зон экологического неблагополучия: выявление и обозначение на местности всех территорий, подвергшихся загрязнению тяжелыми металлами и другими опасными веществами в масштабах, представляющих угрозу для окружающей среды и населения;
2.2.6. Провести инвентаризацию экологически опасных производств, сооружений и захоронений отходов: оценка риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, путей их предотвращения: создание и ведение кадастров экологически опасных объектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
2.2.7. Провести инвентаризацию территорий для выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции: водных объектов со стратегическими запасами питьевой воды: природных комплексов, выполняющих особо важные средообразующие функции, и обладающих особой рекреационно-оздоровительной значимостью;
2.2.8. Сформировать систему государственных кадастров природных ресурсов, а также особо охраняемых и ценных природных территорий, включая территории традиционного природопользования;
2.2.9. Обеспечить открытость информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах, бесплатный доступ граждан к экологической информации, жизненно важной для их безопасности;
2.2.10. Создать информационное обеспечение учета результатов государственной экологической экспертизы всех проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической экспертизе.
3. Третий приоритет.
3.1 Основные направления экологической политики
Сохранение, восстановление и формирование благоприятной природной среды.
Важной задачей является формирование на территории Северодвинска биологического и ландшафтного разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности предприятий военно-промышленного комплекса, теплоэнегретики и автотранспорта. Для этого надо:
3.1.1. Создать оптимальные условия для устойчивого развития города и отдельных его районов комплекса рекреационных наземных, пресноводных и морских природных систем (парков, зон отдыха, аллей и т.д). В настоящий момент площадь северодвинских парков — 62 гектара — по 3 м2 на каждого жителя, что явно недостаточно. Новые районы озеленены очень плохо, большие намывные территории не застроены и превратились в источники поступления в атмосферу города пыли и солей тяжелых металлов. Вырубка и обрезка зеленых насаждений часто производится с нарушением существующих норм и правил. Сеть внутригородских озер (оз. Театральное) превратилась в сборник канализационных стоков, представляющих экологическую опасность, хотя по своему положению она очень удобна для создания городского гидропарка в самом центре Северодвинска. Пляжи города (морской пляж на о.Ягры., «дикий» пляж в районе р. Параниха) нуждаются в благоустройстве и экологическом контроле;
3.1.2. Развитие сетей охраняемых природных территорий местного и регионального уровня и определение их режима, сохранение уникальных природных комплексов (Ягринский бор, Урочище Куртяево. озера в загородной рекреационной зоне и т.д.);
3.1.3. Сохранить и восстановить целостность природных систем, в том числе предотвращение их фрагментации в процессе хозяйственной деятельности при создании гидротехнических сооружений, автомобильных и железных дорог, газо- и нефтепроводов, линий электропередач и т. п. Особенно это важно в связи с ожидаемым строительством на территории города АЭС, нефтяного терминала, мусоросжигательного завода;
3.1.4. Сохранить и восстановить природное биологическое разнообразие на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях, особенно на намывных полях, оставшихся после сокращения объемов капитального строительства. Необходимо определяться с их дальнейшим назначением и по возможности использовать для увеличения площадей зеленых насаждений и формирования почвенного покрова на намывных песках;
3.1.5. Улучшить экологическую ситуацию в загородной зоне (дачные кооперативы, загородные участки и т.д.).
3.2. Развитие системы государственного, муниципального и ведомственного управления охраной окружающей среды и природопользованием
Основной задачей является обеспечение эффективного управления механизмом охраны природной среды и использования природных ресурсов, соответствующего административно-территориальному устройству и требованиям рыночной экономики. Для этого надо:
3.2.1.Создание условий для развития государственного, регионального, местного нормативно-правовых механизмов регулирования охраны природной среды и использования природных ресурсов с учётом различных форм их освоения;
3.2.2. Чёткое разграничение полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления в области контроля за состоянием и качеством природной среды;
3.2.3. Обеспечение государственного, ведомственного, производственного, муниципального и общественного экологического контроля производств и видов деятельности вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности (совершествование системы лицензирования, сертификации и паспортизации);
3.2.4. Совершенствование механизма государственной, муниципальной и общественной экологической экспертизы (экспертиза проектов, технологий и программ);
3.2.5. Внедрение методов стратегической оценки воздействия на природную среду и анализа её состояния в пределах города и прилегающих земель;
3.2.6. Поддержание в постоянной готовности сил и средств реагирования на возможные экологические угрозы и чрезвычайные ситуации в пределах города и прилегающих земель;
3.2.7. Создание механизма учёта и контроля при разграничении собственности на природные ресурсы между муниципалитетом, юридическими и физическими лицами;
3.2.8. Установление единых требований нормирования и контроля качества природной среды к хозяйствующим субъектам.
3.3. Нормативно правовое обеспечение и правоприменение.
Основной задачей является создание правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование правоприменительной практики в целях обеспечения соответсвующей ответственности за экологические правонарушения и её неотвратимости. Для этого надо:
3.3.1. Правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров, аукционов на право их выполнения (или выбора проетов);
3.3.2. Развитие и активизация судебных механизмов разрешения противоречий между интересами населения, органов государственной власти, субъектов хозяйственной деятельности в области охраны природной среды;
3.3.3. Укрепление системы прокурорского надзора и реализация мер прокурорского реагирования в области охраны природной среды;
3.3.4. Совершенствование методик расчёта и практики возмещения ущерба в результате экологических правонарушений и/или экологически опасных видов деятельности;
3.3.5. Совершенствование примения механизма остановки незаконной деятельности, включая запрет финансирования экологически опасных проектов, программ и объектов не имеющих положительного заключения общественной и государственной экологической экспертизы;
3.3.6. Создать механизм общественного контроля за распределением квот природопользования (участие экологов общественников на стадии подготовки распределения квот на пользование природными ресурсами и доведение итогов распределения квот до городской общественности через СМИ).
3.4. Развитие гражданских общественных инициатив как условия реализации государственной экологической политики на региональном и муниципальном уровнях
Основной задачей является государственное региональное муниципальное содействие развитию гражданского общества как выразителя права населения на благоприятную окружающую среду. Для этого надо:
3.4.1. Усовершенствовать законодательные и организационные условия для непосредственного участия граждан города Северодвинска в принятии и выполнении экологически значимых решений, в том числе через опросы общественного мнения, общественные слушания, общественные экспертизы и референдумы;
3.4.2. Обеспечить приоритет законных экологических интересов граждан, перед интересами структур бизнеса и органов власти;
3.4.3. Разработать механизмы поддержки экологических общественных движений и благотворительной деятельности;
3.4.4. Создать законодательные и организационные условия для развития общественного экологического контроля, в том числе общественных инспекций.
3.5. Территориальная экологическая политика
Основной задачей в этой области является экологически приемлемое размещение хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов, максимальное использование возможностей и специфики субъектов для устойчивого развития муниципального образования «Северодвинск». Для этого надо:
3.5.1. Сосредоточить имеющеющийся и вновь формируемый производственный потенциал в основном на уже трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;
3.5.2. Организовать учет задач сохранения целостности природных комплексов в процессе территориального планирования;
3.5.3. Обеспечить приоритет участия общественных экологических организаций в выборе стратегии развития г. Северодвинска.
4.Четвёртый приоритет.
Основной задачей является экономическое регулирование государственных, муниципальных, общественных и рыночных отношений для обеспечения разумного неистощительного природопользования. Снижения нагрузки на природную среду, её охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность. Для этого надо:
4.1.1. Создать механизм взимания средств с хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих природные русурсы и использование данных средств на сохранение и востановление природной среды;
4.1.2. Обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объёма и степени опасности для Природы и здоровья населения;
4.1.3. Обеспечение сбалансированного перераспределения платежей, поступающих от предприятий города в областной экологический фонд между субъектом федерации (областным бюджетом) и местным бюджетом. То есть перевод экологических средств собранных на территории Северодвинска из нецелевого использования в областном бюджете в целевое (решение экологических задач) использование в Северодвинске;
4.1.4. Разработка научно-обоснованной методики определения размера компенсаций за ущерб, наносимый Природе и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности, при техногенных и природных чрезвычайных ситуациях, а также в результате экологически опасной деятельности, в том числе деятельности предприятий военно-промышленного комплекса. Обеспечение обязательной компенсации экологического ущерба природной среде и здоровью населения;
4.1.5. Обеспечение соответствующего бюджетного финансирования охраны природной среды, как одного из важнейших направлений деятельности данной концепции;
4.1.6. Создание системы финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счёт государственных, городских, негосударственных и международных источников;
4.1.7. Совершенствование механизмов изменения форм собственности и аренды земли, природных ресурсов и хозяйственных объектов с учётом задач по сохранению и восстановлению природной среды (включая оценку прошлого экологического ущерба и обязательств по проведению восстановительных мероприятий);
4.1.8. Разработка и принятие механизмов финансовых гарантий, включая экологическое страхование за возможные негативные воздействия на природную среду;
4.1.9. Содействие развитию независимого экологического аудита действующих предприятий, экологическому предпринимательству разных форм и добровольной сертификации;
4.1.10. Внедрение рыночных механизмов охраны природы, в том числе побуждающих на повторное использование и вторичную переработку промышленных и бытовых отходов;
4.1.11. Введение экологической ответсвенности производителя за произведённый продукт в течение всего цикла существования продукта (от получения сырья до утилизации отходов);
4.1.12. Создание условий для внедрения системы лизинга экологически безопасных промышленных производств и товаров длительного пользования;
4.1.13. Создание условий для развития благотворительности в области охраны Природы.
5. Пятый приоритет.
5.1. Устойчивое природопользование
Основными задачами являются неистощающее использование возобновляемых и разумное использование не возобновляемых природных ресурсов. Для Северодвинска в целом характерно использование привозного сырья. В рамках объектов природопользования особо следует выделить воду, воздух, почвенные, лесные, животные и растительные ресурсы. Для этого надо:
5.1.1. Осуществить внедрение комплексного природопользования, его ориентация на цели устойчивого развития региона, включая экологически обоснованные методы использования земельных, водных и минеральных ресурсов;
5.1.2. Обеспечить сохранение разнообразия используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству, особенно в отношении сохранения пригородных лесов, рыбных ресурсов, редких видов птиц и т.д.;
5.1.3. Добиться наиболее полного использования добытых биологических ресурсов, и наиболее низкого уровня отходов при их добыче и переработке;
5.1.4. Вести работы по снижению уровня ущерба природной среде при строительстве (в условиях Северодвинска чаше всего это проявляется в вырубке зеленых насаждений); осуществлять работы по востановлению земель, нарушенных в результате производственной деятельности;
5.1.5. Осуществлять поддержание традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности на пригородных территориях (СОТ, дачные кооперативы и т.д.);
5.1.6. Разработать механизм предотвращения и пресечения всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства в пригородной зоне, и незаконного оборота лесных ресурсов.
5.2. Снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение
Основными задачами являются стимуляция снижения загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами, а также снижения энерго- и ресурсоемкости продукции и услуг. Для этого необходимо в рамках города Северодвинска обеспечить на уровне законодательной и исполнительной власти поддержку и создание благоприятных условий для развития предприятий, которые обеспечивают:
5.2.2 Внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности;
5.2.3 Технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации устаревшего оборудования;
5.2.4 Оснащение предприятий современным природоохранным оборудованием;
5.2.5 Качество воды, почв и атмосферного воздуха в соответствии с нормативными требованиями;
5.2.6 Сокращение удельного водопотребления в производстве и жилишно-коммунальном хозяйстве;
5.2.7 Поддержку экологически эффективного производства энергии, включая использование возобновляемых источников и вторичного сырья;
5.2.8 Снижение потерь энергии при транспортировке, в том числе за счет экологически обоснованной децентрализации производства энергии и энергоснабжения и оптимизации системы снабжения мелких потребителей;
5.2.9 Обновление и развитие экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, в том числе неуглеродного; преимущественное развитие экологически безопасного общественного транспорта как базового вида передвижения в крупных городах;
5.2.10 Развитие экологически ориентированных технологий реконструкции жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья;
5.2.11 Строительство односемейных домов на основе энергосберегающих технологий в пригородах Северодвинска;
5.2.12 Осуществляют переработку промышленного и бытового мусора.
5.3. Обеспечение безопасности при потенциально опасных видах деятельности
Данное направление деятельности является одним из важнейших. Северодвинск — Государственный Российский Центр Атомного Судостроения. Нигде больше в мире в городе с населением в 200.000 человек не располагается в пределах городской черты и в непосредственной близости от жилых районов от 30 до 40 ядерных энергетических установок, проводятся потенциально опасные операции с отработанным ядерным топливом.
Основной задачей является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, восстановлени территорий и акватории, пострадавших в результате негативного техногенного воздействия на природную среду.
Для Северодвинска характерно присутствие малых доз радиации техногенного происхождения, влияние которых на здоровье горожан изучено недостаточно. Особое беспокойство вызывает возможность возникновения синергетического эффекта. Негативное влияние радиации на организм может резко возрастать при одновременном действии малых доз радиации и жесткого УФ-излучения (для Европейского Севера характерно развитие «озоновых дыр» и увеличения УФ-излучения из космоса), а также при одновременном воздействии радиации и диоксинов (диоксины, как побочный продукт деятельности ЦБК обнаружены на дне Северной Двины в ее нижнем течении).
Для обеспечения радиационной и химической безопасности надо:
5.3.1 Обеспечить приоритетный учет интересов и безопасности населения г. Северодвинска при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах деятельности;
5.3.2 Обеспечить повышение уровня ядерно-радиационной и химической безопасности и снижение риска воздействий на здоровье человека и окружающую среду при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации промышленных и энергетических объектов (в том числе ядерные установки, включая плавучую АЭС и т. п.);
5.3.3 Осуществить разработку и выполнение мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в том числе при пусках ракет любого рода (в частности, превращение космодрома «Плесецкий» в главный космодром России приводит к нарушению озонового слоя на значительных по площади территориях Архангельской области, угроза экологической катастрофы из-за возможности попадания отходов деятельности космодрома по системам карстовых полостей во все водные источники междуречья р. Онеги и Северной Двины; к данным территориям относится и г. Северодвинск; до сих пор остаётся открытым вопрос о воздействии высоко-частотных импульсов происходящих во время старта ракет на мозг человека (массовое ухудшение самочуствия, головные боли и т.д.):
5.3.4 Осуществить обеспечение экологической безопасности при решении проблемы старого химического оружия (в северо-западной части Белого моря затоплены химические авиабомбы, произведенные в 1938-1939 годах, в случае их разгерметизации возможен вынос нагонно-ветровыми течениям продуктов распада отравляющих веществ на территорию городских пляжей);
5.3.5 Осуществить снижение производства и использования токсичных и других особо опасных веществ, обеспечение их безопасного хранения: планомерная ликвидация накопителей токсичных отходов (хлор, аммиак, соли тяжелых металлов);
5.3.6 Осуществить обеспечение экологической безопасности обращения с радиоактивными веществами, радиоактивными отходами и ядерными материалами:
-ликвидация могильника радиоактивных отходов на Мироновой горе;
-разработка эффективных систем чрезвычайного реагирования и систем оповещения не только на экологически опасных объектах, но и на всей территории города;
-реабилитация территорий и акваторий, подвергшихся негативному воздействию хозяйственной деятельности, в том числе радиационному и химическому воздействию;
-реабилитация территорий, загрязненных в процессе функционирования объектов использования атомной энергии на предприятиях военно-промышленного комплекса, особенно в процессе утилизации ядерных энергетических установок.
Обеспечение радиационной и химической безопасности на территории города Северодвинска самым непосредственным образом должно быть связано с разработкой общегородской системы текущего оповещения населения о проведении потенциально опасных работ на предприятиях ГРЦАС и мерах по обеспечению снижения негативных последствий их воздействия на здоровье горожан. На предприятиях ГРЦАС ежегодно образуются твердые, жидкие, газообразные радиоактивные отходы, оксиды и соли тяжелых металлов. Обеспечение секретности на протяжении десятилетий требовало, чтобы о характере данных работ и о содержании выбросов не информировалось население города. Секретность порождала у части населения радиофобию и препятствовала формированию у горожан системы обеспечения личной экологической безопасности. Сейчас обстановка изменилась, многие проекты на предприятиях ГРЦАС финансируются зарубежными организациями, представители которых контролируют их исполнение, в том числе и потенциально опасные операции с радиоактивными веществами. Складывается парадоксальная ситуация — иностранные специалисты имеют доступ к ряду потенциально опасных производств, а жители Северодвинска продолжают оставаться в неведении относительно происходящих непосредственно на территории города потенциально опасных техпроцессов. Необходимо создать систему оперативного информирования населения о времени проведения потенциально опасных работ с указанием конкретных рекомендаций по поведению в этот период.
6 . Шестой приоритет.
6.1. Экологические приоритеты в здравоохранении и демографической политике
Основной задачей выполнения экологической концепции является улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения города Северодвинска путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей природной среды. Для этого надо:
6.1.1. Осуществлять объективную оценку и снижение хронических экологических рисков здоровью населения;
6.1.2. Принять меры по обеспечению качества воздуха и воды в соответствии с принятыми российским законодательством нормами;
6.1.3. Осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и других предметов домашнего обихода;
6.1.4. Осуществить проведение экологической реконструкции отдельных территорий города и промышленных зон в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
6.1.5. Осуществлять оказание адресной помощи группам населения, проживающим в зонах экологического бедствия или особо уязвимых к неблагоприятным экологическим воздействиям (дети, беременные женщины и кормящие матери и др.);
6.1.6. Осуществлять приоритетное оказание лечебной помощи и/или компенсации за утраченное здоровье лицам, пострадавшим от радиационного и других видов воздействия, связанного с экологически опасной деятельностью;
6.1.7. Осуществлять экологическое просвещение населения, формирование экологически рациональной модели поведения населения, призванной обеспечить безопасные условия проживания.
6.2. Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций
Основной задачей является выявление и снижение уровня экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для этого надо:
6.2.1. Осуществлять своевременное прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
6.2.2. Осуществить разработку и выполнение мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
6.2.3. Обеспечить приоритет учета интересов населения и качества природной среды при создании новых производств;
6.2.4. Осуществлять обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями;
6.2.5. Осуществлять разработку и совершенствование универсальных средств защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями.
IV. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ И КОНТРОЛЬ ЗА ЕЁ ВЫПОЛНЕНИЕМ
1. Этапы выполнения
Выполнение экологической концепции осуществляется в три этапа через законы, постановления и планы действия Правительства Российской Федерации, администрации Архангельской области и органов местного самоуправления при непосредственном участии общественности города:
1.1. Подготовительный.
Принятие эколгической концепции в 2005-2006г.г. муниципальным советом г. Северодвинск.
Осуществление мер по наладке взаимодействия между исполнительной властью, законодательной властью, общественностью и СМИ направленного на выполнение данной концепции (2006-2007г.г):
-обновляется система управления и нормативно-правовая база, обеспечивающие эффективное сочетание административного регулирования и общественных экологических инициатив.
-вносятся поправки в стратегические планы социально-экономического развития муниципального образования с учётом предстоящих преобразований в области экологического развития города;
-разрабатываются планы действий по выполнению задач экологической концепции на уровне муниципального образования «Северодвинск».
1.2. Исполнительный. В этот период (с завершением к 2012 году) осуществляются предусмотренные экологической концепцией преобразования в социальной сфере, выполняются федеральные, региональные местные и отраслевые программы действий в области улучшения состояния природной среды на территории города Северодвинска.
На данном этапе идёт проверка работы механизма взаимодействия местных органов самоуправления, руководителлей ведомств и общественных экологических организаций. Создается общегородская система общественного экологического контроля, предусматривающая широкое привлечение населения города Северодвинск к решению местных экологических проблем, создается система непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения. В случае выявления сбоев в работе этого механизма внесение поправок в его работу.
1.3. Итоговый. В 2012 году проводится оценка результатов выполнения экологической концепции, влияния ее выполнения на социально-экономическое развитие муниципального образования «Северодвинск», обобщается накопленный опыт. В конце этого этапа экологическая концепция пересматривается и обновляется.
2. Контроль за выполнением экологической концепции.
Контроль за выполнением экологической концепции должен осуществляться постоянно по каналам обратной связи.
Для осуществления контроля надо сопоставлять вектор цели выполнения концепции с её вектором ошибки.
Вектором цели данной концепции является перечень задач, разрешение которых (через множество успешно выполненых подзадач, проектов и программ) позволяет достичь намеченной цели.
Вектор цели:
Вектор целей управления (едино: самоуправления, где не оговорено отличие), представляющий собой описание идеального режима функционирования (поведения) объекта. Вектор целей управления строится по субъективному произволу как иерархически упорядоченное множество частных целей управления, которые должны быть осуществлены в случае идеального (безошибочного) управления.
Итог вектора цели: Жизнь жителей города и его окрестностей в Ладу с Природой (в чистом и безопасном городе с благоприятной средой обитания).
Для её достижения надо решить две основные задачи:
А) Исправление отношения большинства жителей города к Природе, с потребительского на бережливое и разумное природопользование.
Б) Сохранение и если надо, то и востановление природной среды в городе и его окрестностях.
Для решения задачи «А» надо:
Внести исправления в Мировоззрение человека, позволяющие ему востановить Лад с Природой. Для этого надо наладить организацию и проведение мероприятий просветительского, образовательного и культурного направления. Для этого надо создать условия и механизмы стимулирования появления данных мероприятий и их финансирования.
Для решения задачи «Б» надо:
Выявлять и решать задачи природоохранного и востановительного характера. Для выявления проблем и задач надо организовать прогнозно-аналитический экологический центр, для решения текущих проблем организовать оперативный штаб (мероприятия по созданию «зелёного патруля»). Создание механизмов для решения природоохранных и востановительных мероприятий и их финансирование.
Для решения множества подзадач «А» и «Б» надо: создать механизмы сотрудничества между общественностью и властью, как исполнительной, так и законодательной, и СМИ.
Наладить целевое использование «экологических денег» на выполнение экологической концепции.
Наладить деятельность экологического общественного совета г. Северодвинска ( по мере надобности и готовности придать ему юридическую и структурную формы).
Вектор ошибки — основа для формирования оценки качества управления субъектом-управленцем. Оценка качества управления не является самостоятельной категорией, поскольку на основе одного и того же вектора ошибки возможно построение множества оценок качества управления, далеко не всегда взаимозаменяемых.
Вектором ошибки следует признать знаковые события, то есть которые следует воспринимать как обратную связь от процесса экологического развития г. Северодвинска и однозначно показывающие отклонения от намеченного пути развития. К таким событиям следует отнести:
-Неспособность выполнения задач, проектов и программ данной концепции;
-Неспособность создания механизмов решения задач;
-Возникновение неопределённости в текущем состоянии дел или возникновение неопределённости будущих событий.
Проявления вектора ошибки в процессе выполнения данной концепции следует рассматривать как понижение качества управления данным процессом. После выявления ошибки и её анализа следует предпринять меры по её устранению и введения уровня управления процессом в определённые данной концепцией размеры.
Задачи, определенные экологической концепцией муниципального образования «Северодвинск», позволят поэтапно разрабатывать планы действий по охране природной среды и обеспечению разумного природопользования на территории г. Северодвинска.
Экологическая концепция муниципального образования «Северодвинска разработана на основе проекта Экологической доктрины Российской Федерации, результатов исследований социально-экологической обстановки на территории Архангельской области и города Северодвинска.
Экологическая концепция муниципального образования «Северодвинска» разработана Архангельской Региональной Экологической Общественной Организацией «Радуга» на основании материалов предоставленных Лисниченко В.В.
|