Разделы

Главная страница
Экологическое законодательство области
Экологические структуры
Экология и здоровье населения
Загрязнение окружающей среды
Экологическая экспертиза и оценка
Ресурсы Архангельской области
Проекты и конкурсы
Позиция
Экологическое просвещение
Каталог ссылок на экосайты
О проекте
Партнеры
Гостевая книга


О концепции экологической политики области

Проект
«КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002–2010 ГОДЫ»

Координатор проекта д.м.н., профессор М.Х.Шрага

Работа выполнена по заданию Департамента природных ресурсов администрации Архангельской области.

Зам.главы администрации Архангельской области по управлению природными ресурсами, директор Департамента природных ресурсов С.Г.Сафин

Авторский коллектив:

Доктора наук — д.х.н. Боголицын К.Гр., д.ф.н. Дрегало А.А., д.и.н. Лукин Ю.Ф., д.с.н. «Ульяновский В.И., д.с.н. Цветков В.Ф., д.м.н. Шрага М.Х. (координатор проекта).

Кандидаты наук — к.м.н. Бобун И.И., к.с‑х.н. Барзут В.М., к.гео-мин.н. Губайдулин МП, к.б.н. Козьмин А.К., к.м.н. Кудря Л.И., к.г.н. Кузнецов В.С., к.с‑х.н. СунгуровР.В.

Специалисты без ученой степени — Воронин В.В., Дербин В.В., Зайцева Г.Б., Лазарева Н.К., Миняев А.П., Митрофанова Н.В., Торхов СВ., Федоров СЕ.

Технический персонал — Мингалеева Н.Ю, Усачева Г.Н., Ульяновский К.В.

Положения Концепции основаны на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук и оценке современного состояния среды (как совокупности природной, социальной, техногенной) и ее воздействия на качество жизни населения Архангельской области и государственного управления в этой сфере общественных отношений, представленных авторским коллективом в аналитической записке «Концепция экологической политики Архангельской области на 2002–2010 годы».

Преамбула

Администрация Архангельской области в соответствии с Конституцией Российской Федерацией, статьей 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» и с учетом свойственной территории природно-географических, социально-экономических и этнокультурных особенностей и исторических традиций, определяет основные направления экологической политики на период 2002–2010 гг.

Социально-экологические процессы в Архангельской области в 1991–2001гг. отражали тенденции, характерные в целом для России, но при этом имели региональную специфику.

К числу основных региональных особенностей экологического развития области можно отнести следующие:

Наличие огромного биосферного (средостабилизирующего, ландшафтоформирующего) потенциала и лесопромышленного ресурсов региона за счет высокой лесистости территории (71,9% от общей площади лесной зоны), которые остаются маловостребованными.

Потенциально высокие и практически еще неосвоенные сырьевые ресурсы недр области — пресные подземные и минеральные воды, рассолы, углеводородное сырье, бокситы, алмазы, полиметаллические руды, строительные материалы и др.

В Архангельской области население, как долгоживущее (поморское, коми, ненцы), так и прибывающее на ее территорию не стало до сих пор носителем экологического сознания.

Низкий уровень экологической озабоченности и образованности жителей в гигиенически экстремальных и дискомфортных городах (Новодвинск, Коряжма, Северодвинск, Нарьян-Мар) и других северных поселениях (Лешуконское, Карпогоры).

Гнездовой характер расселения населения и высокая концентрация размещения техногенных и природно-антропогенных комплексов (около половины населения области и 53% выбросов в атмосферу приходится на пять основных городов).

Высокая первичная заболеваемость детей в городах области (до 2000 на 1000 детей в год) и низкая расчетная продолжительность жизни (у мужчин — 56,5 года, у женщин — 70,2 года), которая в целом ниже, чем по России.

Большие темпы деградации малых рек и ручьёв длиной менее 10 км (около 50% общей протяженности водотоков).

Меридиальное в северо-западном направлении движение главных рек (Онега, Северная Двина, Мезень и Печора) и обусловленное этим секторальное членение природных экосистем.

Межрегиональное загрязнение морских вод Баренцева и Белого морей и поверхностных вод рек Северной Двины, Мезени и Печоры.

Остается недостаточной экологическая изученность деятельности космодрома «Плесецк», а также градообразующих предприятий в г. Северодвинске и в монопромышленных городах области. Неотложность этих проблем диктуется крайне высокими уровнями врожденных уродств развития и рака у детей г. Северодвинска, которые в десятки раз выше, чем на других территориях. Заболеваемость раком легкого ветречается чаще среди мужчин в гг. Коряжме, Новодвинске, а в г. Мирном отмечается очень высокая детская заболеваемость и пр.

Проживание большинства людей в жилых домах, неадекватных требованиям северных гипо-, дискомфортных условиям и современным стандартам жизни (более 90%).

Отказ от традиционного питания не только городского, но и значительной части сельского населения (до 120 гр. сахара в день, малое потребление свежих овощей и фруктов, молока, свежей рыбы и мяса); незначительное потребление местных продуктов питания (не более 30%).

Недостаточная управленческая активность Администрации и правительства Архангельской области в сфере безопасности населения и уменьшения экологического риска и охраны окружающей среды.

Низкий организационный и технологический уровень производства и высокая степень изношенности основных фондов и жилищно-коммунального хозяйства, неудовлетворительное состояние очистных сооружений и переработки производственных и бытовых отходов.

Продолжающиеся тенденции снижения уровня жизни населения.

В условиях становления новых социально-экономических отношений и незавершенности индустриального развития региона получили новое развитие технократические модели развития и антиэкологическое мышление в восприятии действительности. В этих рамках значимость возникающих дисгармоний, кризисных явлений в отношении общества к природе в полной мере не осознается и, как правило, замалчивается или преуменьшается.

Анализ государственного управления в сфере природопользования и использования естественных ресурсов, охраны среды обитания человека и других живых систем показывает, что экологическая политика Архангельской области, как и РФ, носит природоохранный характер. Но ориентация экологической политики преимущественно на прироодоохранную деятельность как защиту только естественной среды обитания, сохранение природных ресурсов, оттесняет на второй план социальную природу и геотехнические объекты, которые в большей степени, чем естественная, нуждаются в регулировании. Понять и оптимально отрегулировать отношения человек-природа-общество (естественная и искусственная среда) нельзя в рамках осуществляемой в РФ на практике природоохранной парадигмы.

Настоящая Концепция основывается на принципах «средового» подхода, который позволяет рассматривать взаимоотношения «человек — окружающая среда» как многогранную жизнь социального сообщества и осуществлять целенаправленную и разумную экологическую политику.

В Архангельской области экономической политике устойчивого развития должна предшествовать стадия восстановления. Предстоит длительный и целенаправленный процесс снятия напряжений между элементами и связями среды, исключения внешних негативных воздействий.

Отсюда следует необходимость построения поэтапной концепции, основанной на избранных принципах и приоритетах.

1. Изложение Концепции

1.1. Целью концепции является определение основных экологических принципов, сочетающих социально — экономические и экологические приоритеты развития и стратегические направления экологической политики Архангельской области как субъекта РФ на период 2002–2010 гг. Ключевым звеном экологической политики должно стать поддержание жизнеобеспечивающих функций среды для устойчивого развития общества, защита здоровья человека от любого вида вредных воздействий и обеспечение экологической безопасности населения.

При таком подходе главным критерием здоровой среды и благополучия природы становятся хорошее физическое и психо-эмоциальное развитие детей, состояние минимального риска избыточной заболеваемости, повышенной смертности, а также продолжительная активность жизни людей Архангельской области.

В этом случае должны быть изменены и экономические критерии эффективности хозяйственной деятельности. Важным является не только минимум затрат на продукцию, но и минимум риска для здоровья человека. Это и справедливое решение социально-экономических задач, и сохранение компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, биологического разнообразия и сбережение природных ресурсов. Первостепенную важность приобретает экологическое законотворчество, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности человека и экологического развития Архангельской области. Необходимо формирование экологической культуры, поведения, общественного сознания, в т.ч. и у субъектов экономической, политической, социальной деятельности на всех уровнях управления.

Важность совершенствования экологической политики диктуется также меняющимися социально-экономическими условиями. На первый план территориального управления и политики выходят социально-политические приоритеты, связанные с сохранением и сбережением населения, преумножением человеческого капитала, обеспечением достойного по современным стандартам уровня и качества жизни северян в благоприятной окружающей среде, их безопасности, разработка стратегии и миссии территории.

Совместимость с социально-экономической политикой должна обеспечиваться результатами эколого-экономического учета и оценки природных и экологических ресурсов (здорового трудоспособного населения, научных кадров, культурного наследия, наилучших технологий и пр.) и активов, тем самым стимулировать эффективные экономические и финансовые, а также институциональные механизмы управления и формирования рынка, чтобы сделать выгодным для хозяйствующих субъектов переходить на менее энерго- и материалоемкие и малоотходные технологии. Необходимо стимулировать экологически ориентированное и экономически эффективное управление предприятий (с использованием соответствующих нормативов и стандартов, например, экологического аудирования, ISO 14000).

Стратегия устойчивого экологического развития Архангельской области в своей основе строится на средовом (экосферном) подходе, позволяющем «привязывать» системные представления об объекте к конкретной, пространственно локализованной среде, территории области, района, агломерации, города, разрабатывать и осуществлять соответствующую экологическую политику. Рассматривать и управлять не отдельными элементами локализованной среды — сохранением леса, водных ресурсов, земли, здоровых условий труда и т.п., а в тесной связи их.

Речь идет о совокупности отношений нормативно-правовых (законы, кодексы, местные установления, мораль); здравоохранительных (состояние здоровья), экономических (производства, обмена, распределения, собственности, услуг); социальных (институциональных, межгрупповых, межиндивидуальных); национальных, культурно-исторических и др.

Документ базируется на существующей Конституции РФ, на федеральных законах: «Об охране Окружающей среды» от 10.01 2002 № 7, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии (1999)», Национальном плане действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999–2001 годы.

1.2. Достижение целей Концепции к 2010 году требует решения следующих задач:

1. Оценить состояние государственного управления в сфере экологии, обеспечения санитарно-гигиенического благополучия, экологической безопасности человека и состояния охраны природной среды на территории Архангельской области.

2. На основе действующего экологического права объективно разграничить, полномочия в области государственного управления окружающей средой, санитарно-гигиенического благополучия, безопасности человека между исполнительной властью Архангельской области и федеральными органами исполнительной власти, представленными на территории Архангельской области и выбрать наилучший вариант по критериям социально-экологической эффективности.

3. Оценка исполнения экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства, состояния и направления развития экологического законо-, нормотворчества Архангельской области как субъекта Российской Федерации.

4. Выработать критерии оценки социальной, экономической, гигиенической эффективности природоохранных проектов и санитарно-эпидемиологических и экологических программ, осуществляемых государственной властью Архангельской области, в т.ч. в порядке кооперации в сотрудничестве с соответствующими федеральными органами управлениями.

5. Оценить экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние генеральных сред в основных населенных местах Архангельской области и предложить приоритетные направления по снижению опасного и вредного влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья населения.

6. Оценка состояния проблемы поддержания и сохранения видового разнообразия экологических систем в главных реках Архангельской области.

7. Оптимизация регионального информационного обеспечения экологической политики и подготовки аналитических вариантов управленческих решений в сфере экологии.

8. Всесторонняя объективная оценка опыта лесопользования и использования экосферных свойств лесов Архангельской области и создание условий для проведения преимущественно добровольной экологической сертификации производств лесного комплекса, прежде всего сертификация управления лесами.

9. Уточнение стратегии развития сети региональных охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами, являющимися национальным достоянием России.

10. Усовершенствовать формы и содержание регионального экологического (в т.ч. санитарно-гигиенического) образования, воспитания, просвещения и пропаганды научных знаний об экосфере.

11. Объективно оценить эффективность основных федеральных и региональных природоохранных (в т.ч. санитарно-эпидемиологического благополучия) программ и законодательно закрепить их формы и содержание.

12. Определение приоритетов экологической политики Архангельской области — субъекта Российской Федерации на 2002–2010 годы.

13. Определение и законодательное закрепление прав участия общественных организаций и граждан в экологической политике и экологической экспертизе.

14. Разработать стратегию сохранения природных комплексов, обеспечения экологической безопасности населения и биологического разнообразия при проектировании и реализации проектов освоения минерально-сырьевых ресурсов.

1.3. Концепция экологической политики Архангельской области базируется на следующих основных принципах и приоритетах:

справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов и доступа к ним на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа;

окружающая среда Архангельской области и Ненецкого автономного округа понимается как реальная, пространственно-локализованная данность (региональная экосфера), компонентами которой являются человек, общество, природа связанные между собой отношениями, поддающимися изучению, регулированию, и нуждающейся в государственном управлении;

человек в региональной экосистеме — не обобщенный представитель биологического рода Homo sapiens, а реальный человек (уникальный индивидуум, личность) живущий в реальной селитебной среде, городе, а сообщество таких людей — реальная группа, общность, связанных экономикой, бытом, политикой, общественным сознанием, и гражданин, индивид, обладающий свободой воли, созидающим или разрушающим потенциалом;

превентивная стратегия сохранения природных комплексов и обеспечения экологической безопасности населения и природы на основе приоритета нормативно-правовых отношений между субъектами экологической политики;

приоритет экологической безопасности населения при разработке и реализации инвестиционных, экономических, градостроительных, инженерных, промышленных и других проектов межрегионального, областного, окружного и муниципального масштабов;

введение обязательности экологических мотиваций в процесс принятия политических и экономических решений;

приоритет добровольной экологической сертификации и других экологических оценок затрат и результатов труда;

обоснование и принятие более строгих социально-экологических критериев экономической эффективности предприятий и отраслей промышленности, транспорта, коммунального и сельского хозяйства;

обеспечение на межрегиональном, городском и муниципальном уровнях снижения техногенного воздействия на здоровье населения и окружающую природную среду;

широкое распространение экологической информации, затрагивающей интересы граждан;

бережное и уважительное отношение к истории, сохранение и воссоздание всего ценного в природно-историческом наследии.

Реализация этих принципов и приоритетов должна осуществляться на пути совершенствования действующих, а также на основе разработки и внедрения новых механизмов экологической политики (включая нормативную и правовую базу, экономический и финансовый механизмы, систему государственного экологического мониторинга и контроля, экологическую экспертизу), а также проведения научных исследований в целях более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания. Главным условием устойчивого экологического развития региональной среды является ее гармоничная целостность — согласие всех экологических компонентов и всех субъектов экологической политики.

В Архангельской области политике устойчивого развития должна предшествовать стадия восстановления. Речь идет о длительном и целенаправленном процессе снятия напряжений между элементами и связями среды, исключении негативных внешних воздействий. Отсюда следует необходимость построения поэтапной политики: а) предотвращение дезинтеграции (обычно навязанной извне); б) приостановление экстремальности; в) ликвидация последствий экстремальности и восстановление до-экстремальных состояний.

1.4. Основные направления реализации экологической политики Архангельской области как субъекта Федерации:

1. Распределение государственных полномочий и формирование экологических (в т.ч. санитарно-гигиенических) органов исполнительной власти Архангельской области — реструктуризация региональной системы экологического управления на основании принятия соответствующего областного закона.

2. Последовательное развитие экологического (в т.ч. санитарно-эпидемиологического) законодательства:

первоочередное формирование нормативно — правовой структуры отношений промышленников, бизнеса, природопользователей, органов власти и общественных организаций;

последовательное создание областного природоохранительного (в т.ч. санитарно-гигиенического) законодательства и экологических стандартов, которые должны составить основу «Экологического кодекса Архангельской области»;

установление и законодательное закрепление режима взаимной ответственности администрации Архангельской области и администраций Вологодской и Мурманской областей и Республики Коми, а также исполнительных федеральных органов, при разработке и реализации совместных мероприятий по охране окружающей природной среды;

принятие в практику ежегодного представления исполнительной властью в Областное собрание депутатов списка проектов законов, регулирующих отношения в экосфере, подлежащих рассмотрению и принятию (Приложение 4).

3. Мониторинг и оценка реализации социально-экологической (в т.ч. социально-гигиенической) и социально-экономической эффективности программ по охране окружающей среды и программ природоохранной деятельности, осуществляемых государственной властью Архангельской области в период 2002–2010 гг. должны осуществляться на основе следующих индикаторов устойчивого экологического развития:

степень соответствия уровня жизни жителей области российским и европейским стандартам;

степень соответствия качества воздуха в основных городах области гигиеническим требованиям;

степень соответствия качества воды в главных реках области рыбохозяйственным и санитарно-гигиеническим нормам и правилам и критериям безопасности;

состояние лесопользования на основе региональных норм и стандартов;

доля ценных пород рыб в общем улове по главным рекам области;

уровни содержания стойких химических загрязнений в живых тканях детей в основных городах области;

уровни смертности по основным социальным слоям общества;

уровни риска заболеваемости раком легкого в трудоспособном возрасте по основным социальным слоям промышленных городов;

уровни риска заболеваемости детей острыми респираторными и другими инфекционными заболеваниями на территории области;

уровни риск врожденных аномалий развития;

уровни риска заболеваемости бронхиальной астмой и другими аллергическими заболеваниями детского населения;

количество бездомных животных в населенных местах;

доля площадей зеленых насаждений в общегородских территориях и их состояние.

4. Приоритетными направлениями по снижению опасного и вредного влияния факторов среды на состояние здоровья населения на период 2002–2010 гг. выбраны:

перевод хозяйственно-питьевого водоснабжения гг. Архангельск, Новодвинск, Северодвинск с поверхностных вод на подземные;

последовательное сокращение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух Архангельско-Северодвинской агломерации за счет снижения сжигания ископаемого органического топлива;

определение и законодательное закрепление порядка бесплатной выдачи детям и беременным в гг. Архангельск, Новодвинск, Коряжма, Мирный натуральных пайков дополнительного питания;

развитие малоэтажного жилищного строительства на основе современных и научно обоснованных типов домов для северян;

мониторинг экологической (в т.ч. социально-гигиенической) эффективности природоохранных программ и программ по охране окружающей среды;

медико-экологические и природоохранные исследования экологической опасности целлюлозно-бумажных предприятий (ЦБП), космодрома «Плесецкий» и предприятий судостроения в Северодвинске для жизни и здоровья людей на территории Архангельской области;

медико-экологические исследования по выяснению причинности необычного течения заболеваемости бронхиальной астмы в Лешуконском и анемиями в Красноборском районах;

разработка и реализация комплексной программы «Здоровое питание населения Архангельской области).

5. Последовательное восстановление и поддержание видового разнообразия биологических экосистем в главных реках Архангельской области.

снижение техногенного воздействия на биоэкосистему р. С.Двины за счет уменьшения сброса загрязняющих веществ на основе бассейнного соглашения между исполнительной властью Архангельской, Вологодской области и Республики Коми при участии федеральных надзорных органов;

снижение техногенного (в первую очередь нефтяного загрязнения) воздействия на биоэкосистему р. Печора за счет уменьшения сброса загрязняющих веществ на основе бассейного соглашения между исполнительной властью Архангельской области и Республики Коми при участии федеральных надзорных органов;

снижение техногенного воздействия на биоэкосистему р. Мезень за счет уменьшения сброса загрязняющих веществ на основе бассейного соглашения между исполнительной властью Архангельской области и Республики Коми при участии федеральных надзорных органов;

снижение техногенного воздействия на биоэкосистему Белого моря за счет уменьшения сброса загрязняющих веществ на основе бассейного соглашения между исполнительной властью Архангельской, Мурманской области и Республики Карелия при участии федеральных надзорных органов;

искусственное разведение рыб: а) строительство семужьего рыбоводного завода на р.Пинеге; б) на базе сбросовых теплых вод Котласского ЦБК целесообразно построить цех по искусственному выращиванию молоди стерляди; в) стабильный выпуск сеголеток сиговых, горбуши, жизнестойкой молоди семги рыбоводном завод на Андозере;

организовать мониторинговые работы по изучению биологии, трофических цепей и запасов основных промысловых рыб.

6. Создание при Администрации Архангельской области Регионального аналитического центра информационного обеспечения экологической политики (АРАЦИОЭП):

принять решение об организации Регионального аналитического центра информационного обеспечения экологической политики (АРАЦИОЭП);

организация наблюдения за состоянием экологического развития области;

принять закон о порядке сбора, консолидации, обмене и анализе экологической информации на территории Архангельской области;

мониторинг и оценки результатов экологической политики по всем федеральным и региональным программам;

обеспечение экологической информацией заинтересованные государственные, общественные и научно-учебно-исследовательские учреждения и организации;

мониторинг и оценки результатов непрерывного экологического образования и воспитания.

7. Последовательное восстановление ландшафтоформирующей, средообразующей и средостабилизирующей роли лесов Архангельской области:

последовательное решение противоречий между низким уровнем лесопользования и применением неэкологичных технологий лесоэксплуатации;

соблюдение интересов участников «лесных отношений» на основе постоянства пользования лесом и справедливого распределения прибыли с учетом необходимого инвестирования в воспроизводство лесов и мер по повышению их продуктивности;

разработка регионального Лесного закона, уточняющего, регламентирующего в рамках Лесного законодательства России лесные отношения;

разработка кадастра лесных земель области, экономическая оценка всего спектра средообразующих и средостабтилизирующих свойств лесов;

восстановление и укрепление на новой основе функций Государственной Лесной охраны, восстановление и повышение контроля за исполнением всех Правил рационального лесопользования;

внедрение добровольной сертификация лесохозяйственного производства и управления лесами с использованием международных критериев и на основе региональных обновленных лесоводственно-экологических нормативов и региональных обновленных лесоэкологических нормативов;

разработка региональной нормативной базы для щадящего природосберегающего лесопользования;

обоснование комплекса мер по безусловному сохранению притундровых лесов;

включение в долговременные социально-экономические программы развития лесных районов области мероприятий по восстановлению экосферной значимости лесов, как самого эффективного средства поддержания экологической безопасности.

8. Обоснованное развитие сети региональных охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами, являющимися национальным достоянием России и населения Архангельской области. Для реализации указанной цели предлагается разработать концепцию и стратегию создания на территории области экологического каркаса (эконета):

создать карту лесов Архангельской области с нанесенными на ней существующими объектами различных категорий защитности, в том числе лесов I группы;

провести анализ существующих методических подходов к выделению лесов высокой природоохранной ценности для сохранения биологического разнообразия;

выбрать приемлемые методические подходы к выделению лесов высокой природоохранной ценности для сохранения биологического разнообразия для условий Архангельской области;

провести инвентаризацию охраняемых природных территорий с целью выявления их природоохранной ценности;

создать экологический каркас охраняемых природных территорий в Архангельской области;

утвердить законодательно концепцию и стратегию создания на территории Архангельской области экологического каркаса (эконета).

9. Обеспечение безопасности потенциально опасных видов деятельности и ликвидация их экологических последствий. Для этого необходимо:

реабилитация территорий, подвергшихся негативному техногенному влиянию от хозяйственной деятельности, в том числе радиационному и химическому воздействию;

реабилитация территорий, загрязненных в процессе функционирования оборонного, ракетно-космического и ядерно-оружейного комплексов, в том числе в процессе производства, испытания, хранения и уничтожения оружия массового поражения;

разработка и реализация мер по снижению воздействия на природную среду деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

обеспечение экологической безопасности при уничтожении и утилизации вооружения и военной техники, включая оружие массового поражения;

обеспечение ядерной и радиационной безопасности и снижение риска радиационных воздействий на здоровье человека и окружающую среду при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации АЭС и других ядерных установок;

совершенствование учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, а также физической защиты объектов использования атомной энергии;

разработка систем чрезвычайного реагирования и систем оповещения на экологически опасных объектах;

своевременное прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;

обучение всех групп населения правилам поведения действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями.

10. Устойчивое природопользование и снижение загрязнения, ресурсо- и энергосбережение, для этого необходимо:

внедрение комплексного управления природопользованием на основе принципов устойчивого развития в экологических регионах, включая бассейны рек и озер, прибрежные зоны морей;

максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и переработке;

минимизация ущерба природной среде при разведке и разработке полезных ископаемых;

рекультивация земель, нарушенных в результате разработки месторождений полезных ископаемых;

- предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства и незаконного оборота;

- введение ответственности производителя за произведенный продукт в течение всего цикла его существования от получения сырья и производства до утилизации;

стимулирование ресурсосберегающих и безотходных технологий, использования вторичных ресурсов, в том числе переработки накопившихся отходов;

поддержка производства товаров, рассчитанных на максимально длительное использование;

рациональное использование водных ресурсов; сокращение удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;

технологическое перевооружение или постепенный вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием, оснащение предприятий современным природоохранным оборудованием;

поддержка производства энергии с использованием возобновимых источников и вторичного сырья;

модернизация и развитие технологий, обеспечивающих снижение негативного влияния транспортно-коммуникационных комплексов на состояние среды проживания населения;

преимущественное развитие внутригородского экологически безопасного общественного транспорта как базового вида передвижения в крупных городах;

развитие экологически ориентированных и энергоэффективных технологий реконструкции жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья;

снижение использования токсичных и других особо опасных веществ в производстве и жилищно-коммунальном хозяйстве;

преимущественное использование запасов пресных подземных вод на хозяйственно-питьевое водоснабжение населения Архангельской области.

11. Определить формы и законодательно закрепить содержание регионального экологического (в т.ч. санитарно-гигиенического) образования, воспитания, просвещения и пропаганды научных знаний об экосферы:

обеспечение непрерывного экологического образования граждан всех возрастов на основе глубокого уважения к жизни;

региональные требования и стандарты к объему и содержанию общего непрерывного экологического образования и воспитания (от детсада до ВУЗа);

региональные требования и стандарты к объему и содержанию экологической подготовки специалистов (всех инженерных, медицинских, биологических, экономических профессий и подготовки менеджеров различных уровней);

региональные требования и стандарты к объему и содержание экологической подготовки специалистов‑экологов (биологических, медицинских, социальных);

региональные требования и стандарты к объему и содержанию экологической компоненты при переподготовке руководителей предприятий, инженеров, специалистов‑экологов (биологических, медицинских, социальных);

12. Анализ эффективности основных федеральных и региональных природоохранных и санитарных программ и законодательной закрепление их форм.

учет всех основных федеральных и региональных природоохранных и санитарных программ;

законодательно закрепить формы и содержание региональных природоохранных и санитарных программ — Региональных долгосрочных и годовых планов действий в области экологии.

13. Экономические и финансовые механизмы экологической политики. Для этого необходимо:

включение в экономические показатели полной ценности природных объектов и экологических услуг;

формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;

создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование экологически чистых технологий, товаров и услуг вне зависимости от страны производства;

совершенствование методики определения величины компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности и обеспечение их неукоснительных выплат, в том числе в натуральной форме;

обеспечение зависимости размеров платы за выбросы и сбросы от их объема и опасности;

содействие развитию экологического аудита действующих предприятий, экологическому предпринимательству, разных форм и добровольной сертификации;

установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование, за возможные негативные воздействия на окружающую среду;

обеспечение прямой зависимости финансирования природоохранных мероприятий от уровня воздействия на природные системы, в том числе через специализированные фонды;

совершенствование практики государственных заказов федерального правительства, министерств и ведомств, органов власти субъектов Российской Федерации на природоохранную деятельность на конкурсной основе;

создание государственного механизма безусловной компенсации ущерба здоровью населения, окружающей среде, понесенных при авариях и катастрофах, связанных с экологически опасной деятельностью, в том числе военной;

14. Развитие гражданского общества как условие реализации государственной экологической политики, определение и законодательное закрепление прав участия общественных организаций и граждан в экологической политики предполагает:

усовершенствование законодательных и организационных условий для непосредственного участия граждан в принятии решений, затрагивающих их конституционное право на здоровую окружающую среду, либо представляющих угрозу для их жизни и здоровья, в том числе через опросы общественного мнения, общественные слушания, общественные экспертизы и референдумы.

обеспечение приоритета законных экологических интересов граждан перед интересами структур бизнеса и органов власти;

привлечение общественных и иных некоммерческих объединений в соответствии с их уставами, а также граждан к контролю в области охраны окружающей среды и оказание им содействия;

обязательное реагирование органов исполнительной государственной власти Архангельской власти на результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды;

привлечение общественных организаций к экологическому и санитарно-гигиеническому воспитанию населения.

Заключение

Концепция экологической политики должна обеспечить соотношение экологических и экономических интересов жителей Архангельской области, как части населения России, и создать необходимые предпосылки гарантий для реализации прав человека на чистую, здоровую благоприятную для жизни человека природную среду.

Экологическая политика — это согласие между властью, муниципальными образованиями, общественностью, промышленниками, природопользователями, и другими субъектами, которые являются партнерами в том, какие проблемы в этой сфере надо решить в первоочередном порядке, и в том, каким способом или с помощью каких стратегий это надо делать.

Современная экологическая политика включает в себя различные направления, главнейшими из которых являются: организация системы управления экологической деятельностью и экологической безопасностью; их правовое и нормативное обеспечение; способы финансирования и экономического регулирования в области охраны окружающей среды и природопользования. Одним из важнейших элементов экологической политики является формирование регионального экологического мониторинга, создания основы информационного обеспечения экологической политики, отслеживания социальных и естественных процессов. Ключевым звеном экологической политики должна стать защита здоровья человека от любого вида вредных воздействий.

Экологическая политика на практике — это политика безопасности и направленного уменьшения экологического риска. Она призвана быть именно политикой, искусством возможного, т.е. осуществлять оптимальное соотношение между различными интересами, предпочтениями, научно обоснованными решениями, фиксируемыми в эколого-правовых нормах.

Экологическая информированность населения создает предпосылки социального согласия и принятия грамотных управленческих решений. Необходима «экологизация» общественного сознания, воспитания, образования! В этой связи особую значимость приобретает использование способов формирования социальных установок, механизмов управления (манипулирования) общественным сознанием. Сегодня становится все более очевидным, что для выживания человечества необходимым является осознание каждым индивидом в каждой стране важности решения экологической проблемы.

Суть проблемы экологического развития, как известно, состоит в неразумном отношении между человеком и средой естественной и искусственной, порожденном индустриальным обществом, в результате чего возникает негативное воздействие на физическое и психологическое здоровье человека, генофонд человеческой популяции, с одной стороны, и природу — с другой. Но человек как социальное существо воздействует на природу иначе, не изолированно от общества и не пользуется природными ресурсами автономно. Понять и оптимально отрегулировать отношения человек-природа (естественная, социальная и техногенная) можно только на основе интегрированных средовых подходах. Среда включает мир человека, мир общества, мир природы, которые обречены на сосуществование. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений, как ценнейший компонент национального достояния, необходимое условие национальной и общечеловеческой безопасности. Здоровье Природы, здоровье Человека, здоровье Общества, экологическое и социальное благополучие населения находятся в неразрывном единстве.

Положения Концепции основаны на фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных наук и оценке современного состояния среды (как совокупности природной, социальной, техногенной) и ее воздействия на качество жизни населения Архангельской области и государственного управления в этой сфере общественных отношений.



18 января 2005 Конкурс научно-исследовательских и внедренческих работ
07 апреля 2004 Совместные требования к компаниям нефтегазового сектора РФ
13 апреля 2004 Названы победители конкурса по проблемам охраны окружающей среды и формированию экологической культуры населения
12 октября 2005 Перечень природоохранных мероприятий на 2006 год
18 мая 2005 Архангельский проектный офис WWF проводит фотоконкурс «Природа в объективе»
31 мая 2005 Концепция экологического развития г. Северодвинска и его окрестностей
22 июля 2005 Программа малых проектов в сфере охраны окружающей среды (SEPS-3)
01 ноября 2005 Конкурс по охране и восстановлению водных ресурсов
21 ноября 2005 Принимаются заявки на получение поощрительных вознаграждений в рамках Программы ВР в области охраны природы на 2006 год
18 декабря 2005 Международный фонд объявляет о приеме заявок экологических инициатив
15 февраля 2006 Объявлен конкурс им. М.В. Ломоносова научно-исследовательских и внедренческих работ по проблемам охраны окружающей среды
04 мая 2006 Итоги областного конкурса работ по проблемам охраны окружающей среды подведут осенью
09 августа 2006 Заявки принимаются до 20 августа
08 сентября 2006 Цель фотоконкурса — увидеть в природе необычные, интересные природные объекты
19 декабря 2006 Подведены итоги конкурса имени М.В.Ломоносова научно-исследовательских и внедренческих работ по проблемам охраны окружающей среды
10 марта 2008 Завершается приём документов на конкурс научно-исследовательских и внедренческих работ по проблемам охраны окружающей среды Архангельской области

Copyright ©2002–2024 Экологический сайт Архангельской области