Разделы

Главная страница
Экологическое законодательство области
Экологические структуры
Экология и здоровье населения
Загрязнение окружающей среды
Экологическая экспертиза и оценка
Ресурсы Архангельской области
Проекты и конкурсы
Позиция
Экологическое просвещение
Каталог ссылок на экосайты
О проекте
Партнеры
Гостевая книга


Оценка экологической обстановки в Архангельской области в 2003 году

ЧАСТЬ VIЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗДЕЛ 21ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, УДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Основными источниками воздействия на окружающую среду являются:

-для г. Архангельска — целлюлозно-бумажные комбинаты, лесопильно-деревообрабатывающие предприятия, предприятия теплоэнергетики и автотранспорт;

-для г. Новодвинска — ОАО «Архангельский ЦБК» и автотранспорт;

-для г. Северодвинска — предприятия теплоэнергетики, машиностроения, металлообработки, мебельное производство и автотранспорт;

-для г. Коряжмы — ОАО «Котласский ЦБК», вклад которого в выбросы стационарных источников по городу составляет 99% и автотранспорт.

Атмосферный воздух

В 2003 году стационарными источниками предприятий области выброшено в атмосферу 246 тыс. т загрязняющих веществ, что меньше прошлогоднего на 9,3 тыс. т или 91,6% от предыдущего года. Отчиталось по статистической форме 2-ТП (воздух) 348 предприятий.

Из общего объема выбросов загрязняющих веществ в воздушный бассейн от стационарных источников на долю промышленности пришлось — 91%. Наибольшие валовые выбросы загрязняющих веществ в воздушный бассейн от стационарных источников в 2003 г. отмечены на предприятиях деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — 73,4 тыс. т, что составляет 29,8% от общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, электроэнергетики — 83,96 тыс. т (34,1%).

Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу произошло на предприятиях деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (10,2 тыс. т) в результате выполнения воздухоохранных мероприятий. В 2003 году введены в эксплуатацию: на ОАО «Архангельский ЦБК» — котлоагрегат БКЗ-220, ТЭС-1 в комплекте с эффективной установкой очистки газов; на ОАО «Соломбальский ЦБК» — к/а № 5 ТЭЦ-1, работающий на древесных отходах. На ОАО «Котласский ЦБК» выполнены мероприятия по реконструкции СРК-1 (2 этап), замене электрофильтров на СРК-1,5, режимной наладке и диагностике установок очистки газов.

На предприятиях электроэнергетики при снижении выбросов на Северодвинской ТЭЦ-1 (2,7 тыс. т) за счет уменьшения зольности и сернистости угля, произошел рост выбросов загрязняющих веществ на 4,2 тыс. т. на Архангельской ТЭЦ и Северодвинской ТЭЦ в связи с увеличением расхода топлива, связанным с увеличением выработки электроэнергии на 11-15%.

В 2003 году отмечен рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях трубопроводного транспорта общего пользования (ООО «Севергазпрома»). Увеличение по сравнению с прошлым годом составило 9,4 тыс. т, из них 5,1 тыс. т за счет увеличения выбросов природного газа (метана), основной объем которого поступает в атмосферу в результате работ на линейной части газопровода и не учтенных в 2002 году выбросов Приводинского ЛПУМГ.

 Сточные воды

Сброшено сточной и ливневой воды в поверхностные водные объекты 706,66 млн м3, что на 4% или на 31,54 млн м3 меньше прошлогоднего, в том числе сброшено загрязненных сточных вод— 482,95 млн м3, из них:

а) сброс загрязненных без очистки сточных вод составил 54,94 млн м3. Уменьшение сброса без очистки на 2,62 млн м3 обусловлено снижением сброса на предприятиях — АО «Архангельский гидролизный завод» (остановка цеха спиртовых производств), ОАО «Архангельский ЦБК», Северодвинская ТЭЦ-1 (в связи с превышением концентрации нефтепродуктов в нормативно чистых сточных водах в сравнении с исходной морской водой выделенный сброс меньше прошлогоднего). При увеличении сброса на ОАО «Котласский ЦБК» (перераспределение категории сброса в р. Копытовка промывных вод), МУП «Водоканал» г. Архангельск (увеличение сброса промывных вод и вновь отражен сброс ливневых вод).

б) сброс недостаточно очищенных сточных вод в 2003 году составил 428,01 млн м3. Уменьшение сброса на 31,42 млн м3 или 6,8% к уровню прошлого года объясняется снижением сброса на ОАО «Котласский ЦБК» (снижение водопользования), КЭУ в/ч 15155 г. Мирный, ФГУП «ПО "Севмаш"»,Онежском гидролизном заводе, при увеличении на: ОАО «АЦБК» (из-за снижения объемов повторно используемой воды увеличился забор воды, что повлекло увеличение сброса).

Сброс нормативно чистых (без очистки) сточных вод увеличился на 0,7% или 1,33 млн мЗ к уровню прошлого года и составил 196,76 млн м3. Увеличение сброса произошло на предприятиях: Северодвинская ТЭЦ-1, Архангельская ТЭЦ, ОАО «Архангельский ЦБК». Уменьшение сброса произошло на предприятиях: ОАО «Котласский ЦБК», Архангельская база тралового флота, Онежский гидролизный завод. Нормативную очистку сточных вод в области обеспечивают только 19 предприятий из 355 отчитавшихся по форме 2-ТП (водхоз) водопользователей. Всего сброшено нормативно очищенных сточных вод — 26,96 млн м3, что составляет 4% от общего сброса.

В сточных водах предприятий отмечено 30 наименований загрязняющих веществ. Масса основных загрязняющих веществ, сброшенных в водоемы области в 2003 году составила: нефтепродукты — 30 т, взвешенные вещества 17340 т, фосфор общий — 300 т, фенолы — 4 т, СПАВ — 24 т, железо — 21 т, цинк — 0,2 т.

Основной вклад в общий объем сброса загрязненных сточных вод отмечается на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и составляет ежегодно около 80%.

Отходы производства и потребления

По данным статистического наблюдения по форме № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2003 год на 478 предприятиях области образовалось 4766,9 тыс. тонн отходов, что на 1474,3 тыс. тонн больше по отношению к 2003 году, или на 30,9%.

Из них:

отходы 1 класса опасности — 6,4 тыс. т,

отходы 2 класса опасности — 21,5 тыс. т,

отходы 3 класса опасности — 126,2 тыс. т,

отходы 4 класса опасности — 2835,1 тыс. т,

отходы 5 класса опасности — 1777,8 тыс. т.

Увеличение объемов образовавшихся отходов обусловлено увеличением количества отчитывающихся в 2003 году предприятий на 98 и уточнением показателей отчетности 1 и 2 класса, что привело к значительному изменению их количества.

В 2003 году использовано собственных отходов 1898,1 тыс. т, что составляет 39,8%, от общего количества образовавшихся отходов. По отношению к 2002 году количество используемых отходов уменьшилось, в 2002 году процент использования отходов организациями был — 60,2%.

Обезврежено в 2003 году отходов организациями 360,9 тыс. т, что составляет 7,6%, от общего объема образовавшихся отходов. По отношению к 2002 году количество обезвреженных организациями собственных отходов увеличилось, в 2002 году процент обезвреживания собственных отходов организациями был 3,5%.

Практически все образующиеся отходы или утилизируются, или складируются на свалках и полигонах. На территории области существует 487 мест складирования отходов общей площадью 1422 га, на которых размещено (по оценочным данным) 16,25 млн т отходов. Ежегодное размещение промышленных и бытовых отходов составляет порядка 13255,7 тыс. т.

В табл. 21.1 приведены удельные показатели воздействия загрязнения окружающей среды на Архангельскую область (без НАО) в 2003 году, которые составили: по выбросу загрязняющих веществ в атмосферу:

на 1 км2 — 0,6 т,   на 1 чел. — 179,6 кг;

по сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты:

на 1 км2 — 1,25 тыс. м3,            на 1 чел. — 377,4 м3;

по образованию токсичных отходов:

на 1 км2 — 7,8 т,   на 1 чел. — 2403,7 кг.

По сравнению с предыдущим годом показатели воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ на 1км2, м2, на 1 чел. уменьшились от 6,5% в среднем до 8,4%, в то же время произошел рост показателей воздействия опасных отходов на 1км2, на 1 чел. на 47,9% и 44,7% соответственно.

 

РАЗДЕЛ 22 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В РЕГИОНЕ

Основные экологические проблемы региона

В 2003 г., как и в предыдущие годы, остаются нерешенными специфические для Архангельской области проблемы:
- состояние безопасности на ядерно и/или радиационно опасных объектах г. Северодвинска — нахождение на территории предприятий города атомных подводных лодок с загруженным ядерным топливом в реакторах, на которых задерживается проведение работ по выгрузке ядерного топлива; продолжающееся проведение на территории предприятий судостроительного комплекса города значительного количества потенциально ядерно и/или радиационно опасных работ без оценки
безопасности технологии выполнения этих работ, отсутствие в регионе специально оборудованных пунктов захоронения РАО, в том числе источников ионизирующего излучения. Это является общей проблемой администрации Архангельской области, администрации Северодвинска и организаций по обращению с РАО, так как отсутствие региональных могильников для захоронения РАО, специализированных организаций для хранения и обращения с РАО приводит к накоплению радиоактивных отходов и их хранению в условиях, не в полной мере отвечающих требованиям нормативных документов;

-ракетно-космическая деятельность космодрома «Плесецк» — решение вопросов экологической реабилитации загрязненных компонентами ракетного топлива и обломками ракет полей падения отделяющихся частей ракет-носителей (районы падения ОЧР, в частности Виноградовский и Мезенский), а также деятельность морского испытательного полигона «Ненокса»;

-экологическая реабилитация арктических островных территорий, загрязненных в результате деятельности войсковых частей Вооруженных Сил;

-защита атмосферы от загрязнения автотранспортом;

-обеспечение населения качественной питьевой водой.

 

По информации администраций муниципальных образований области основными экологическими проблемами районов являются следующие:

г. Архангельск

-обеспечение населения города качественной питьевой водой; реконструкция канализационных очистных сооружений города и СЦБК, с целью уменьшения загрязнения р. Северная Двина; приведение городской свалки в соответствие установленным санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям; разработка проекта водоохранных зон и прибрежных защитных полос бассейна дельты Сев. Двины в черте города Архангельск; благоустройство и озеленение территории города.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 7200,0 тыс. руб.

г. Северодвинск

-размещение и утилизация отходов производства и потребления. Необходимо завершение строительства первой очереди золоотвала с оборотной системой гидрозолоудаления; размещение промышленных отходов предприятий ГРЦАС. Требуется завершение строительства полигона захоронения  малотоксичных промышленных отходов; размещение твердых бытовых отходов. Необходимы меры по санации и рекультивации городской свалки и устройство нового специализированного полигона ТБО.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 5000,0 тыс. руб.

г. Коряжма

-отсутствие государственного контроля за состоянием атмосферного воздуха. Контроль за атмосферным воздухом и обслуживание стационарного поста осуществляет ОАО «Котласский ЦБК»; неудовлетворительный сбор вторичных ресурсов. В настоящее время организован сбор только макулатуры; не решен вопрос по утилизации отработавших автомобильных шин.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 7000,0 тыс. руб.

г. Новодвинск

-высокий уровень загрязнения воздуха, особенно в период неблагоприятных метеоусловий; проблема питьевого водоснабжения, городской водозабор находится в промышленной зоне ОАО «Архангельский ЦБК».

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 7000,0 тыс. руб.

г. Котлас

-обеспечение населения качественной питьевой водой; аварийное состояние очистных сооружений микрорайона ДОК; утилизация отходов пластмасс; утилизация медицинских отходов Котласской ЦРБ; утилизация ртутьсодержащих отходов муниципальных учреждений.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 1500,0 тыс. руб.

Город Онега и Онежский район

-обеспечение жителей города качественной питьевой водой; реконструкция городских канализационных сооружений; размещение промышленных отходов ЛДК; внедрение мониторинга болота «Конинник»; строительство мест складирования отходов в населенных пунктах района; восстановление функционирования очистных сооружений в районе (Шаста, Верхнеозерск).

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 2000,0 тыс. руб.

Верхнетоемский район

-необходима реконструкция канализационных очистных сооружений; производится захламление и загрязнение земель производственными и бытовыми отходами; не решен вопрос полного освоения древесных отходов на нижних складах; обеспечение населения качественной питьевой водой, в том числе: строительство водопровода в д. Прилук; реконструкция магистрального водопровода в п. Двинской; реконструкция водопроводных сетей в п. Авнюга.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 500,0 тыс. руб.

Вельский район

-обеспечение населения качественной питьевой водой. Для ее решения предлагается построить водовод от подземного водоисточника; канализационные очистные сооружения имеют предельный износ и не удовлетворяют потребностям города. Необходимо строительство 2-й очереди очистных сооружений.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 900,0 тыс. руб.

Вилегодский район

-обеспечение населения качественной питьевой водой крупных населенных пунктов, особенно райцентра с. И.-Подомское; крайняя изношенность очистных сооружений с. И.-Подомское, с. Никол ьск; отсутствие очистных сооружений в сc. Павловск, Быково.

В 2004г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 500,0 тыс. руб.

Виноградовский район

-обеспечение населения качественной питьевой водой; отсутствие средств на утилизацию отходов, нарушение содержания свалок; несоблюдение правил размещения бытовых отходов населением.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере — 400,0 тыс. руб.

Каргопольский район

-отсутствие централизованного водопровода в г. Каргополь; отсутствие канализационных очистных сооружений; обеспечение населения п. Заречный качественной питьевой водой; отсутствие централизованной мойки транспортных средств; увеличение несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 500,0 тыс. руб.

Коношский район

-обеспечение населения качественной питьевой водой, необходимо завершение строительства водоочистной установки «Струя-800» в п. Волошка (с заменой технологии очистки); капитальный ремонт водовода в п. Коноша с восстановлением станции обезжелезивания Коношского комбикормового завода; высокие удельные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, для их снижения необходимо: капитальный ремонт котельной с/х «Коношский» с заменой 2 котлов; капитальный ремонт центральной котельной и наружной теплотрассы в п. Ерцево; капитальный ремонт котельной жилого поселка ст. Коноша-2; капитальный ремонт котельной «Совхозная» с конечной целью -закрытие малых котельных.

Котласский район

-окончание строительства свалок ТБО в г. Сольвычегодск, пос. Шипицино; строительство свалки ТБО в пос. Харитоново; перевод котельной в дер. Куимиха на газовое топливо; начало строительства газопровода высокого давления от дер. Куимиха до с. Красноборск; реконструкция водозаборных сооружений в пос. Шипицино; реконструкция очистных сооружений систем канализации г. Сольвычегодск и пос. Шипицино, Приводино, Савватия; реконструкция системы водоснабжения г. Сольвычегодск, в т. ч. строительство  нового  водозабора с  последующим  подключением  в действующую систему водоснабжения и отключением водовода из г. Коряжма.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 1000,0 тыс. руб.

Красноборский район

-загрязнение реки Сев. Двина сточными водами; захламление территории вокруг с. Красноборск бытовыми и промышленными отходами; большое количество мелких котельных на территории района.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 400,0 тыс. руб.

Ленский район

-завершить строительство водонапорной башни в с. Яренск емкостью 200 м3; изыскать подземные воды для обеспечения питьевой водой с. Яренск, пробурить скважину; завершить строительство газопровода-отвода Межог-Яренск протяженностью 16,02 км, продолжить прокладку разводящих сетей низкого давления, начать перевод котельных, жилого сектора на природный газ; завершить изготовление проекта по газификации пос. Урдома, приступить к его реализации; начать строительство полигона твердых бытовых отходов в пос. Урдома силами Урдомского ЛПУМГ.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 500,0 тыс. руб.

Лешуконский район

-ликвидация склада ГСМ, расположенного на берегу реки Мезень; реконструкция теплосетей с закрытием котельной в с. Лешуконское.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 400,0 тыс. руб.

Мезенский район

-выяснение причин гибели людей на озере Сюрзи; получение компенсационных выплат за вред, наносимый космодромом здоровью населения; обеспечение населения качественной питьевой водой.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 500,0 тыс. руб.

Няндомский район

-обеспечение населения города и населенных пунктов качественной питьевой водой; утилизация имеющихся в районе неиспользованных ядохимикатов; утилизация павших сельскохозяйственных животных; постоянный рост несанкционированных свалок, все санкционированные свалки не благоустроены; необходима реконструкция очистных сооружений МП МО «Няндомский район» ЖКХ»; необходимо строительство единой мойки для автотранспорта.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 300,0 тыс. руб.

Пинежский район

-обеспечение населения и организаций качественной питьевой водой в населенных пунктах: Сия, Труфанова, Пинега, Веркола, Березник, Широкое и др.; организация свалок в населенных пунктах: Карпогоры, Покшеньга, Веркола, Труфанова, Пиремень, Петрово, Ваймуша, Шардомень. Необходима разработка проектов; увеличение и реконструкция дымовых труб котельных с установкой циклонов в с. Карпогоры и пос. Пинега.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 500,0 тыс. руб.

Плесецкий район

-обеспечение населения качественной питьевой водой. Необходимо строительство нового водозабора в п. Савинский или реконструкция существующего, строительство нового водозабора в п. Плесецк; неудовлетворительное состояние канализационных очистных сооружений. Необходим капитальный ремонт КОС в п. Плесецк, п. Савинский, реконструкция КОС в п. Североонежск; неудовлетворительное состояние свалок твердых бытовых отходов. Необходимо строительство свалок в поселках Савинский, Обозерский и Федово.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 400,0 тыс. руб.

Приморский район

-организация сбора, переработки и хранения ТБО; продолжение работы по благоустройству, оформлению и закреплению мест погребения; продолжение работы по созданию охраняемых природных территорий в районе; закончить реконструкцию водозаборных сооружений и водопроводов в пос. Лайский Док, Заостровье, Уемский; восстановить водоочистные сооружения в дер. Пустошь; провести капитальный ремонт КОС в дер. Пустошь, Кярострово, пос. Уемский, Катунино, Боброво.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 1000,0 тыс. руб.

Холмогорский район

-отсутствие качественного питьевого водоснабжения в с. Холмогоры и с. Матигоры. Необходимо завершение строительства водовода; загрязнение вод р. Северная Двина неочищенными стоками в/ч 20851 в п. Рембуево; необходимо завершение строительства новых канализационных сооружений; наличие большого количества бесхозных артезианских скважин. Требуется тампонаж неиспользуемых скважин и закрепление ряда скважин за новыми владельцами; наличие на складах сельхозпредприятий и лесхозов 7,5 тонн устаревших,  запрещенных  и  непригодных  к  применению  пестицидов, которые необходимо вывезти и утилизировать на специализированном предприятии в Ленинградской области; реконструкция канализационных очистных сооружений с. Холмогоры; берегоукрепление в с. Холмогоры.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 500,0 тыс. руб.

Шенкурский район

-обеспечение населения г. Шенкурск качественной питьевой водой. Необходимо завершение строительства водоочистной станции «Струя-800» с реконструкцией канализационного коллектора в г. Шенкурск; перевод котельных района на местное топливо.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 500,0 тыс. руб.

Устьянский район

-ухудшение качества воды в реке Устья. Необходима реконструкция очистных сооружений УМКП  «Жилкомсервис»,  МУП ЖКХ «Кизема», ООО «Устьянское молоко»; из-за увеличения пилорам на территории района проблемой является утилизация отходов деревообработки.  Необходима реконструкция котельных для использования на них древесного вида топлива; заметное ослабление экологического контроля предприятий, организаций района в связи с сокращением штата инспекторов и отсутствием транспорта для выездов на госконтроль.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере 500,0 тыс. руб.

Соловецкий район

-снижение концентрации выбросов вредных веществ в атмосферу от работающих дизель-генераторов и котельных, работающих на дизельном топливе; загрязнение Бухты Благополучия бытовыми стоками. Необходимо строительство канализационных очистных сооружений.

В 2004 г. на выполнение природоохранных мероприятий планируется выделение средств из областного бюджета в размере — 500,0 тыс. руб.

г. Мирный

-загрязнение нефтепродуктами территорий котельных и прилегающих участков местности; утилизация серной кислоты, принадлежащей в/ч 15155, которая создает угрозу разлива на грунт и попадания в водоносные горизонты.

 

Источник: Доклад «Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области в 2003 году» (Главное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Архангельской области, комитет по экологии администрации Архангельской области, 2004



09 декабря 2004 Улучшение экологической ситуации в Архангельске будет происходить постепенно
30 ноября 2004 Экологическая обстановка в Архангельской области в 2002 году
01 декабря 2004 Кто в Архангельской области осуществляет государственный экологический контроль
01 декабря 2004 В Архангельской области плохо финансируется природоохранная деятельность
11 мая 2005 Управление Росприроднадзора МПР России по Архангельской области
30 мая 2005 Краткий обзор загрязнения природной среды на территории деятельности Северного УГМС за 2004 г.
24 марта 2006 В 2005 году на природоохранные мероприятия из бюджета области было направлено более 72 млн. рублей
07 сентября 2006 Координационный совет обсудил проблемы оценки уровней загрязнения окружающей среды
12 декабря 2006 2000 экологических нарушений зафиксировано в Архангельской области за 10 месяцев
05 февраля 2007 «СЕВЕРАЛМАЗ» ПОЖАДНИЧАЛ — И ПОПЛАТИЛСЯ

Copyright ©2002–2024 Экологический сайт Архангельской области