Разделы

Главная страница
Экологическое законодательство области
Экологические структуры
Экология и здоровье населения
Загрязнение окружающей среды
Экологическая экспертиза и оценка
Ресурсы Архангельской области
Проекты и конкурсы
Позиция
Экологическое просвещение
Каталог ссылок на экосайты
О проекте
Партнеры
Гостевая книга


Экологический мониторинг в Архангельской области в 2003 году

РАЗДЕЛ 29  ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

Под государственным мониторингом окружающей среды (государственным экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее именуется — экологический мониторинг).

Действующая в настоящее время система экологического мониторинга (далее СЭМ) в Архангельской области предназначена для решения следующих задач:

наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы, вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве,
оценки и прогноза состояния окружающей среды, определения эффективности мероприятий по ее защите;
обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) атмосферного воздуха, водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязненности;
обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, составления планов развития хозяйства с учетом состояния природной среды и других вопросов развития экономики.

СЭМ Архангельской области действует на основе территориально-ведомственного принципа построения и включает в себя государственную и ведомственную системы мониторинга состояния окружающей среды, источников антропогенного воздействия, природных ресурсов, экосистем и социально-гигиенического мониторинга.

На территории Архангельской области экологический мониторинг осуществляют:

территориальные органы и учреждения федеральных ведомств: Архангельский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС), ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Архангельской области», Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Архангельской области, Двинско-Печорское бассейновое водное управление, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Архангельской области, Северное бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, Главное управление по делам ГО и ЧС, Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Архангельской области, ФГУ «ТФИ по Архангельской области», ФГУ «Двинарегионводхоз», ГУП Северное отделение ПИНРО, ФГУ «Станция агрохимической службы «Архангельская», ФГУ «Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Архангельской области», Архангельская опытно-мелиоративная станция, государственный заповедник «Пинежский», национальные парки «Кенозерский» и «Водлозерский», ФГУ «Центр по выполнению работ и оказанию услуг природоохранного назначения;
исполнительные органы государственной власти области
: Департамент природных ресурсов Архангельской области;
подразделения по охране окружающей среды органов местного са
моуправления городов и районов области;
областные учреждения
: ОГУ «Дирекция экологического фонда Архангельской области» и др.;
промышленные предприятия
.

На территории Архангельской области осуществляются следующие виды экологического мониторинга:
-мониторинг состояния атмосферного воздуха, поверхностных вод, природных водотоков и водоемов, почв;
-мониторинг источников антропогенного воздействия на объекты природной среды;
-мониторинг геологической среды (в том числе подземных вод и геологических процессов);
-мониторинг земель;
-мониторинг наземной флоры и фауны;
-мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения;
-мониторинг лесов;
-мониторинг водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод;
-мониторинг чрезвычайных ситуаций.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

В настоящее время наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на территории Архангельской области проводятся на государственном, муниципальном и ведомственном уровне. В 2003 г. регулярные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводились Северным УГМС и частично ведомственными лабораториями в 4 городах: Архангельске (на 3 постах), Новодвинске и Северодвинске (на 2 постах), Коряжме (на 1 посту). В воздухе контролировалось содержание основных загрязняющих веществ, присутствующих в выбросах почти каждого источника загрязнения, и специфических, присутствие которых обусловлено спецификой производств. Лабораторией аналитического контроля ФГУ «ТФИ по Архангельской области» проводился систематический контроль за выбросами загрязняющих веществ от предприятий области, по соблюдению нормативов выбросов в атмосферу было проверено 99 предприятий, проанализированы пробы от 186 источников выбросов. Проводились работы по контролю за источниками загрязнения атмосферы в период неблагоприятных метеорологических условий, а также по контролю за содержанием в промышленных выбросах бенз(а)пирена.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ПОВЕРХНОСТНЫХ И МОРСКИХ ВОД

В государственной сети мониторинг состояния поверхностных водных объектов осуществляет Северное УГМС. Стационарная сеть на территории Архангельской области охватывает 33 водных объекта на 48 пунктах по 44 показателям. Кроме того, мониторинг водных объектов осуществляется ФГУ «Двинарегионводхоз», которым в 2003 г. проведен анализ гидрохимического состояния водоемов г. Архангельска: Северной Двины, Исакогорки, Юраса, Кузнечихи, Маймаксы для выявления антропогенной нагрузки. Мониторинг осуществлялся в 19 точках отбора, проведено 875 анализов в 91 отобранной пробе воды. Также в 2003 г. проводился мониторинг поверхностных водных объектов на территории Архангельской, Вологодской областей и приграничного района Архангельской области с Республикой Коми. Целью данного обследования являлась оценка влияния предприятий Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми на водный объект, талых вод на водный объект в период половодья, загрязняющих веществ, вносимых рр. Сухона, Юг, Вычегда в р. Северная Двина. Отбор осуществлялся в 10 точках (проведено 116 анализов). Результаты гидрохимической съемки, проведенной 26 мая 2003 г. на реках бассейна Северной Двины, показали, что случаев высокого и экстремально высокого загрязнения водных объектов не выявлено. Показатели загрязняющих веществ находились на уровне фоновых. Наиболее распространенными загрязняющими веществами являлись железо, фенолы, азот аммонийный и взвешенные вещества.

К государственной сети можно отнести и сеть ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Архангельской области», которая ведет наблюдения за загрязнениями водных объектов в местах устройства питьевых водозаборов. Оценку качества вод Двинского залива осуществляет Северное УГМС путем проведения гидрохимических съемок. В 2003 г. СевПИНРО было сделано 3 комплексные мониторинговые съемки Белого моря на 18 станциях с отбором проб воды на поверхностном и придонном горизонтах, а также проб донных отложений. Проведены наблюдения по гидробиологическим, гидрологическим и гидрохимическим показателям.

Кроме того, мониторинг водных объектов осуществляется Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Архангельской области в части учета и анализа загрязняющих веществ в сточных водах предприятий.

Лаборатория аналитического контроля ФГУ «ТФИ по Архангельской области» ежегодно проводит систематический контроль за качественным составом сточных вод. В 2003 г. по соблюдению нормативов сбросов сточных вод было проверено 213 предприятий, в процессе контроля анализировались пробы от 201 источника сброса сточных вод, также были проведены проверки 98 сооружений очистки сточных вод. Контролировался качественный состав ливневых сточных вод г. Архангельска путем отбора проб на 20 выпусках.

Мониторинг водных экосистем осуществляет национальный парк «Водлозерский» по гидрологическим и гидрохимическим показателям, состоянию кормовой базы. В 2003 г. государственный заповедник «Пинежский» проводил изучение гидродинамики, гидротермики и минерализации карстовых источников, рек и озер. Наблюдения за качеством поверхностных вод в фоновых створах осуществляют также предприятия (ведомственная сеть).

МОНИТОРИНГ ИСТОЧНИКОВ АНТРОПОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Техногенная нагрузка на территории Архангельской области оказывает негативное воздействие на геологическую среду, и в первую очередь на качественный состав подземных вод и грунтов. Отмечается локальное загрязнение верхней непродуктивной части четвертичного комплекса (первый от поверхности неперспективный слабоводоносный верхнечетвертичный — современный горизонт) объектами хозяйственной деятельности, не связанными с пользованием недрами в местах шламо- и золоотвалов, полигонов бытовых и промышленных отходов. Данный горизонт непригоден для водоснабжения, но в ряде районов он является потенциальным источником загрязнения нижележащих продуктивных водоносных горизонтов и комплексов.

На территории Архангельской области наиболее распространенный тип источников загрязнения представляют предприятия, связанные с хранением, транспортировкой и реализацией нефтепродуктов (предприятия нефтепродуктообеспечения, резервуарные парки, базы и склады ГСМ, автозаправочные станции, погрузоразгрузочные эстакады и терминалы). Именно этот наиболее массовый тип объектов-загрязнителей и является причиной большинства экологических ситуаций. Кроме того, эти объекты находятся в основном либо в селитебных зонах населенных пунктов, либо в непосредственной близости от них. Перспективным направлением организации мониторинга источников антропогенного воздействия являются автоматизированные системы контроля качества окружающей среды.

Кроме того, необходимо внедрять расчетные методы оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха. В г. Архангельске планируется проведение расчетной оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха и нормирования выбросов, основанной на результатах сводных расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ всех предприятий города. Исходными данными для проведения расчетной оценки состояния загрязнения атмосферы служит базовая информация, содержащаяся в материалах инвентаризации и проектах нормативов предельно допустимых выбросов предприятий, рабочих проектах строительства новых предприятий, прошедших государственную экологическую экспертизу, а так же результаты государственного контроля, фоновые концентрации (полученные по данным натурных измерений проводимых УГМС).

МОНИТОРИНГ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ

Наблюдения за радиационной обстановкой на территории Архангельской области осуществляются путем регулярного измерения на стационарной государственной сети Северного УГМС (31 пункт наблюдения) мощности экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, отбора и последующего лабораторного анализа проб аэрозолей из приземной атмосферы в гг. Архангельск и Северодвинск, атмосферных выпадений на 9 пунктах, поверхностных вод суши и моря.

Работы по созданию и развитию автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Архангельской области (условное наименование — Архангельск-АСКРО) выполняются в рамках Федеральной целевой программы «Ядерная и радиационная безопасность России на 2000-2006 годы», подпрограмма 10 «Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2000 г. № 149.

Техническим заданием на создание и развитие территориальной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки Архангельской области в составе ЕГАСКРО (Архангельск-АСКРО), утвержденным в 2000 г. Главой администрации Архангельской области и Госкомэкологией России предусмотрено создание первой очереди Архангельск-АСКРО на предприятиях ГРЦАС в г. Северодвинске.

Первая очередь оснащается одним стационарным постом контроля радиоактивных выбросов. Передача результатов измерений будет производиться в Информационно-аналитическом центре Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Архангельской области. Технические требования к стационарным постам контроля и методические рекомендации по их использованию были разработаны ранее в рамках ФЦП «Создание ЕГАСКРО».

Стационарный автоматизированный пост контроля радиоактивных выбросов в атмосферу предназначен для дистанционного автоматического контроля радиоактивных выбросов радиационно-опасных объектов (РОО). Осуществляет непрерывную регистрацию спектра гамма-излучения выброса и оперативную передачу спектрометрических данных в информационно-аналитический центр для оценки мощности радиоактивных выбросов РОО и концентрации радионуклидов в атмосфере в районе расположения РОО.

Цель проведения работ — государственный контроль источников выброса радиоактивных веществ. В настоящий момент стационарный пост контроля размещен на территории ФГУП «МП «Звездочка» и эксплуатируется в штатном режиме. Превышений допустимых уровней воздействия не установлено.

Мониторинг радиационной обстановки в 2003 г. проводился также ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Архангельской области» на присутствие радионуклидов в почве, продуктах питания, питьевой воде и поверхностных водах. ФГУ «Станция агрохимической службы «Архангельская» осуществляет мониторинг радиационной обстановки сельскохозяйственных угодий на определение радионуклидов в почве и растениях.

МОНИТОРИНГ ПОЧВ И ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Наблюдения за агрохимическим и агроэкологическим состоянием почв сельскохозяйственных угодий области проводятся ежегодно ФГУ «Станция агрохимической службы «Архангельская» путем локальных обследований на реперных участках (19-20 участков в районах области), также проводится сплошной почвенно-экологический мониторинг сельхозугодий области с периодичностью 6-7 лет.

Экологическое состояние почв сельскохозяйственных угодий оценивается по трем основным направлениям:
содержание тяжелых металлов и мышьяка в почвах;
радиационная обстановка;
загрязнение почв остаточными количествами пестицидов.

ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Архангельской области» в 2003 г. осуществляло экологический мониторинг почв по санитарно-химическим, микробиологическим и паразитологическим показателям.

Архангельская опытно-мелиоративная станция проводила мониторинг состояния сельскохозяйственных мелиорированных земель, на которых проводилось выборочное наблюдение и контроль за состоянием земель на базовых (стационарных) объектах и объектах периодического обследования на реперных участках. Основными задачами являются:
наблюдение за состоянием мелиорированных земель, обследование осушительных систем;
контроль за развитием негативных процессов (вторичное заболачивание почв, закустаривание, потеря плодородия, техногенное загрязнение;
организация и проведение наблюдений за водным и пищевым режимами;
обследование участков по геоботаническим маршрутам для выявления причин и степени заболачивания с использованием комплексного метода по геоморфологическим признакам и наличию растений — индикаторов.

Лабораторией аналитического контроля ФГУ «ТФИ по Архангельской области» в 2003 г. осуществлялся контроль за качественным составом почв. Государственный заповедник «Пинежский» проводил изучение динамики температуры и влажности почв на постоянных площадях на территории природного комплекса заповедника.

Система мониторинга земельных ресурсов, являющаяся подсистемой единой экологической системы мониторинга, должна обеспечить получение базовой, периодической и оперативной информации о качественном состоянии земель, развитии негативных процессов в целях оптимизации управления земельными ресурсами.

МОНИТОРИНГ ЭКЗОГЕННЫХ ГЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

В 2003 г. мониторинг экзогенных геологических процессов (ЭГП) проводился в пределах 2 областей развития ЭГП: Голубинской и Двиноостровской. Верхнедвинская область по мониторингу речной и овражной эрозии, оползневого процесса с 2000 г. законсервирована из-за недостатка финансирования. Объектный мониторинг ЭГП проводился государственным природным заповедником «Пинежский».

Режим карстового процесса на Голубинской области развития ЭГП

В 2003 году были продолжены работы по подготовке наблюдательной сети, характеристике пространственного развития карста, выполнены сезонные режимные наблюдения за активностью карстового процесса. Установлены новые площади развития активного карста в верхнепермских красноцветах и нижнепермских гипсах.

В сравнении с предыдущим периодом, в 2003 году отмечалось сохранение высокой активности карстового процесса. В то же время выявилось около 10% объектов с колебанием режима в сторону снижения либо возрастания активности карстового процесса. Региональная активизация карста не регистрировалась (под региональной активизацией ЭГП понимается практически одновременный переход на изучаемой территории в активную фазу развития свыше 60% зафиксированных проявлений ЭГП и/или образование многочисленных новых форм проявлений ЭГП).

Режим переработки берегов по Двиноостровской области развития ЭГП

Мониторинговые наблюдения за размывом берегов в дельте реки Сев. Двина в 2003 году велись по 29 створам на 12 участках наблюдения, расположенных на протоках второго порядка. В 2003 году размыв пойменных берегов островов на отдельных участках ниже, чем в прошлом году. Наиболее активный размыв берегов наблюдался на участках №№ 3, 5, 11. Средний размыв бровки берегового уступа по 29 наблюдательным створам составил 0,30 м, или 45% от среднемноголетнего. Максимальный размыв берега произошел на острове Зеленец (участок N一11, створ 11-6) и составил 5,0 м.

Прогноз величины среднегодового размыва предполагает, что в целом, интенсивность процесса сохранится и останется в пределах среднемноголетней. На участках, имеющих тенденцию к нарастанию интенсивности размыва (участки №№ 5, 11, 23), она может увеличиться и составить 150% по сравнению с предыдущим годом — до 1 ми более за год.

Подверженность населенных пунктов и хозяйственных объектов воздействию ЭГП

В ходе проведения работ по мониторингу карста определены площади, пораженные карстово-суффозионным процессом на территории всех районов Архангельской области. Площадь распространения поверхностного карста— 49780 км2, что составляет 16,12% всей территории Архангельской области. Наибольшая пораженность характерна для Каргопольского (57,7%), Плесецкого (52,5%), Холмогорского (35,8%), Няндомского (34,7%) районов. Площадь, пораженная карстово-суффозионным процессом в Пинежском районе — 5490 км2, что составляет 17,6% территории района.

По результатам обследования в 2003 г. участков наблюдений по Двиноостровской области развития ЭГП установлено негативное воздействие ЭГП на хозяйственные объекты, находящиеся в прибрежной полосе. Опасность подмыва жилых домов и хозяйственных построек сохраняется в населенных пунктах Андрианово, Вагино, Ниж. Рыболово, Студименское.

МОНИТОРИНГ РЫБНЫХ ЗАПАСОВ

Мониторинг рыбных запасов осуществляется ФГУ «Севрыбвод». Кроме этого, на территории Архангельской области данный вид мониторинга проводит ГУП Северное отделение ПИНРО, которое ведет наблюдение за численностью и состоянием морских и проходных рыб рек Северная Двина, Онега, Мезень, Мегра, Мудьюга, Солза.

МОНИТОРИНГ МЕСТ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

В рамках выполнения постановления Правительства РФ № 818 от 26 октября 2000 г. «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» необходимо проведение инвентаризации мест размещения отходов и ведение регионального реестра объектов размещения, формирование банка данных об отходах и технологиях их использования и обезвреживания.

Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Архангельской области осуществляет учет видов и объемов отходов производства и потребления, проводятся работы по нормированию в области обращения с отходами. В 2003 г. лабораторией аналитического контроля ФГУ «ТФИ по Архангельской области» проводились определения класса опасности отходов. Учетом объектов размещения отходов занимается также ФГУ «Центр по выполнению работ и оказанию услуг природоохранного назначения» и предприятия-природопользователи.

МОНИТОРИНГ ФЛОРЫ И ФАУНЫ

Наблюдения за состоянием растительных сообществ и видов растений проводит национальный парк «Водлозерский». Национальным парком «Кенозерский» осуществлялся контроль за продуктивностью ягодников и растительностью верховых болот. Государственный заповедник «Пинежский» в 2003 г. проводил на постоянных площадях фенологическое наблюдение и изучение: состояния популяций редких видов растений, урожайности ягодных кустарничков и грибов, флуктуаций состава и структуры растительных сообществ.

ФГУ «Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Архангельской области» осуществляет фитосанитарный мониторинг в части распространения вредителей, болезней и сорняков на сельскохозяйственных культурах; проводит контроль за соблюдением технологий применения средств защиты растений, их хранением, движением пестицидов, наличием непригодных и запрещенных средств защиты растений.

Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных осуществляет государственный контроль за состоянием и использованием охотничьих животных, обеспечивает их охрану. С целью оценки состояния основных видов охотничьих животных и совершенствования учетных работ был проведен зимний маршрутный учет, осуществлялся сбор материалов по кадастру и мониторингу охотничьих животных на территории области.

ГУП Северное отделение ПИНРО в 2003 г. осуществляло мониторинг состояния морских млекопитающих Белого, Баренцева и Карского морей.

Национальным парком «Кенозерский» проводился зимний маршрутный учет зверей и птиц, маршрутный учет полуводных, боровых птицы и дичи, лося, учет глухариных токов.

В 2003 г. национальный парк «Водлозерский» осуществлял мониторинг: ихтиофауны водоемов парка (размерно-возрастный состав популяций рыб, динамика качественного и количественного состава уловов), охотничьих животных (показатель учета, плотность населения, численность), орнитофауны (видовой состав, распределение по территории, число гнездящихся пар, результативность размножения по редким видам).

Государственный заповедник «Пинежский» проводил в т. г. учет численности редких видов чешуекрылых, мелких млекопитающих, зимующих рукокрылых в пещере Голубинский провал, редких видов птиц; кроме этого, учет зимней численности охотничьих видов животных, определение поголовья крупных хищников, зимоспящих и околоводных зверей, комплексный учет численности птиц, а также водоплавающих и тетеревиных.

МОНИТОРИНГ ЛЕСОВ

Лесной мониторинг на территории Архангельской области проводит Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Архангельской области в части учета лесного фонда, лесовосстановления, охраны и защиты леса.

Национальный парк «Кенозерский» в 2003 г. осуществлял контроль на территории парка по лесопатологическим показателям в сосновых насаждениях пройденных подсочкой.

Национальным парком «Водлозерский» проводился мониторинг коренных лесов (динамика таксационных показателей коренных ельников и сосняков) и лесопатологический надзор (выявление проблемных участков леса по санитарному состоянию, изучение причин, выяснение опасности распространения поражения и разработка рекомендаций по предотвращению распространения патологии).

В 2003 г. государственный заповедник «Пинежский» проводил изучение динамики опада лесных насаждений.

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ

В целях координации усилий по охране здоровья населения от неблагоприятного воздействия факторов среды обитания постановлением Главы администрации области № 123 от 27 июня 2002 г. утверждено Положение о социально-гигиеническом мониторинге в Архангельской области. В рамках осуществления социально-гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:

организация системы непрерывного наблюдения за показателями, характеризующими состояние здоровья, приоритетными факторами среды обитания человека и формирование специализированных баз данных;
выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению мониторинга;
выработка предложений для принятия государственными органами исполнительной власти Архангельской области и органами местного самоуправления решений,  региональных программ и нормативов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области.

Ведение социально-гигиенического мониторинга возложено на ФГУ «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Архангельской области».

МОНИТОРИНГ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

В целях совершенствования функционирования областной системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановлением Главы администрации Архангельской области № 193р от 13.03.2003 г. утверждено Положение о центре мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Архангельской области.

Основными задачами центра являются:
проведение на территории области единой политики мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС);
сбор, анализ и представление в комиссию по ЧС области информации о потенциальных источниках и причинах возникновения ЧС на территории области;
прогнозирование возникновения и развития ЧС и их последствий на территории области;
определение мест возможного проявления источников ЧС (зон потенциальной опасности);
заблаговременное определение места,  времени  и последствий (масштабов) ЧС;
создание, поддержание и развитие банка данных о ЧС;
организация информационного обмена между органами контроля и исполнения.

Мониторинг чрезвычайных ситуаций осуществляет Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Архангельской области. Мероприятия по организации сети экологического мониторинга и осуществлению наблюдений за состоянием окружающей среды реализуются в рамках областных целевых программ при наличии средств в областном бюджете.

 

Источник: Доклад «Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области в 2003 году» (Главное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Архангельской области, комитет по экологии администрации Архангельской области, 2004)



08 декабря 2004 В Архангельской области началась разработка "Паспорта безопасности территории"
14 декабря 2004 Архангельское региональное отделение ВООП приглашает на общественные слушания
01 декабря 2004 Экологический мониторинг в Архангельской области в 2002 году
12 января 2004 Архангельские ученые предостерегают от строительства АЭС в районе Рикасихи
21 февраля 2005 45 работников трамвайно-троллейбусного предприятия обратились к кандидатам на пост мэра Архангельска
11 февраля 2005 На "круглом столе" обсудят соблюдение экологических законов при строительстве объектов в городах
30 марта 2005 Что оцениваем: воздействие на людей или на окружающую среду?
13 апреля 2005 Обсуждены экологические аспекты реконструкции комплекса слива нефтепродуктов
03 июня 2005 На общественных слушаниях жители Архангельска высказались против строительства бензозаправки
30 июня 2005 Экологическая общественность России требует экспертизы космической программы
22 июля 2005 Нефтяная компания отложила постройку АЗС в зеленом парке Архангельска

Copyright ©2002–2017 Экологический сайт Архангельской области