Разделы

Главная страница
Экологическое законодательство области
Экологические структуры
Экология и здоровье населения
Загрязнение окружающей среды
Экологическая экспертиза и оценка
Ресурсы Архангельской области
Проекты и конкурсы
Позиция
Экологическое просвещение
Каталог ссылок на экосайты
О проекте
Партнеры
Гостевая книга


Экологический мониторинг в Архангельской области в 2002 году

Раздел 29. Экологический мониторинг

В Российской Федерации правовое регулирование экологического мониторинга базируется на Законе РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 5, 6, 63), Законе РФ «Об охране атмосферного воздуха», Законе РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 7), Законе РФ «О недрах», Законе РФ «О животном мире», «Водном кодексе РФ», «Лесном кодексе РФ», постановлении Правительства РФ от 31.03.2003 г. №177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)», постановлении Правительства РФ от 25.09.2000 г. №726 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов», постановлении Правительства РФ от 23.08.2000 г. №622 «О государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды», постановлении Правительства РФ от 01.06.2000 г. №426 «Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге», ряде других нормативных актов.

Под государственным мониторингом окружающей среды (государственным экологическим мониторингом) понимается комплексная система наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (далее именуется экологический мониторинг).

Действующая в настоящее время система экологического мониторинга (далее СЭМ) в Архангельской области предназначена для решения следующих задач:

 – наблюдения за уровнем загрязнения атмосферы, вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогноза состояния окружающей среды, определения эффективности мероприятий по ее защите;

 – обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) атмосферного воздуха, водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязненности;

 – обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов, составления планов развития хозяйства с учетом состояния природной среды и других вопросов развития экономики.

СЭМ Архангельской области действует на основе территориально-ведомственного принципа построения и включает в себя государственную и ведомственную системы мониторинга состояния окружающей среды, источников антропогенного воздействия, природных ресурсов, экосистем и социально-гигиенического мониторинга.

На территории Архангельской области экологический мониторинг осуществляют:

 – территориальные органы и учреждения федеральных ведомств: Архангельский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС), Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Архангельской области, Главное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды по Архангельской области, Двино-Печорское бассейновое водное управление, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Архангельской области, Северное бассейновое управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, Главное управление по делам ГО и ЧС, Управление по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Архангельской области, ФГУ «Северный ТФГИ», ФГУ «Двинарегионводхоз»;

 – исполнительные органы государственной власти области: Департамент природных ресурсов Архангельской области;

 – подразделения по охране окружающей среды органов местного самоуправления городов и районов области;

 – областные учреждения: ОГУ «Дирекция экологического фонда Архангельской области» и др.;

 – промышленные предприятия.

На территории Архангельской области осуществляются следующие виды экологического мониторинга:

 – мониторинг состояния атмосферного воздуха, поверхностных вод, природных водотоков и водоемов, почв;

 – мониторинг источников антропогенного воздействия на объекты природной среды;

 – мониторинг геологической среды (в том числе подземных вод и геологических процессов);

 – мониторинг земель;

 – мониторинг наземной флоры и фауны;

 – мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения;

 – мониторинг лесов;

 – мониторинг водохозяйственных систем и сооружений в местах водозабора и сброса сточных вод.

Мониторинг состояния атмосферного воздуха

В настоящее время наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха на территории Архангельской области проводятся на государственном, муниципальном и ведомственном уровнях.

В государственной сети мониторинг за состоянием загрязнения атмосферного воздуха осуществляет Архангельский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Северное УГМС).

Подразделениями Северного УГМС наблюдения осуществляются в 3 городах Архангельской области на 7 постах (Архангельск, Новодвинск, Северодвинск).

К ведомственной сети наблюдений относятся стационарные посты промышленных предприятий, расположенных в 3 городах (Архангельск, Коряжма, Онега). Лабораториями промышленных предприятий наблюдения проводились на 3 постах: санитарно-промышленные лаборатории ОАО «Соломбальский ЦБК», ОАО «Котласский ЦБК», Онежского гидролизного завода.

Наблюдения на ведомственных постах осуществляются в соответствии с требованиями РД 52.04.186-89 под методическим руководством Архангельского Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В воздухе определяются концентрации 14 вредных веществ, из них 11 — лабораториями Северного УГМС. Анализ проб воздуха осуществляется по методикам, рекомендованным Федеральным перечнем методик.

Для характеристики загрязнения атмосферы по данным химического состава атмосферных осадков используются результаты наблюдений на 7 станциях Архангельской области.

Мониторинг качества поверхностных и морских вод

В государственной сети мониторинг состояния поверхностных водных объектов осуществляет Северное УГМС. Стационарная сеть на территории Архангельской области охватывает 33 водных объекта на 48 пунктах по 44 показателям. Кроме того, мониторинг водных объектов осуществляется ФГУ «Двинарегионводхоз», которым в 2002 году проведен анализ гидрохимического состояния водоемов: Северная Двина, Исакогорка, Юрас, Кузнечиха, Маймакса.

К государственной сети можно отнести и сеть Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Архангельской области, которая ведет наблюдения за загрязнениями водных объектов в местах устройства питьевых водозаборов.

Наблюдения за качеством поверхностных вод в фоновых створах осуществляют также предприятия (ведомственная сеть).

Оценку качества вод Двинского залива осуществляет Северное УГМС путем проведения гидрохимических съемок.

Мониторинг источников антропогенного воздействия

На территории Архангельской области необходима разработка промышленными предприятиями программ ведомственного мониторинга источников антропогенного воздействия и зон их воздействия. Основная цель разработки программ — развитие и совершенствование системы производственно-экологического мониторинга для обеспечения экологической безопасности производства, окружающей среды и здоровья населения. Программы мониторинга позволят унифицировать информацию о проведении наблюдений за источниками загрязнения окружающей среды.

Формирование ведомственной наблюдательной сети и проведение наблюдений в районе расположения предприятий за счет их финансовых средств позволят экономить средства на проведение экологического мониторинга за счет федерального и местного бюджетов.

Северодвинская ТЭЦ-1. Работы по мониторингу подземных вод на карьере «Южный», где осуществлялось складирование пульпы золоотходов с золоотвала ТЭЦ-1, ведутся Северодвинской ТЭЦ-1 с 1993 года. Пробурено 2 куста наблюдательных скважин (5 режимных скважин) на расстоянии, соответственно, 10-ти и 50-ти метров от северо-западной оконечности карьера. В результате проведения I этапа работ сделан вывод о том, что первые от поверхности водоносные горизонты имеют повсеместное антропогенное загрязнение, связанное с промышленным производством, расположенным в г.Северодвинске. Ориентировочная площадь загрязнения составляет 90 км2.

Одной из особенностей территории города Северодвинск является наличие довольно большого количества рефулерных озер, образовавшихся за счет выемки толщи песков, используемых для намыва территории. Водоносный комплекс морских валдайских отложений в районе рефулерного озера Новое (западный берег) на глубине 34 — 42 м имеет мощное загрязнение свинцом (733 ПДК — 22 мг/дм3), никелем (55 ПДК — 5,5 мг/дм3), марганцем (12,7 ПДК — 2,2 мг/дм3) и цинком (7 ПДК — 7,36 мг/дм3). Данный водоем стал мощным источником загрязнения не только для подземных вод современных комплексов, но и всех нижележащих. В южной части г.Северодвинска (в районе р. Кудьмы) при совместном опробовании водоносного комплекса микулинских и валдайских морских отложений в интервале 21 — 35 м прослеживается практически столь же сильное загрязнение аналогичными вредными компонентами.

На фоне общего загрязнения четвертичных водоносных горизонтов загрязнение подземных вод сточными водами карьера «Южный» является лишь постоянным слагаемым в сумме общего загрязнения. По результатам мониторинговых работ установлено, что в период паводка содержание микрокомпонентов в подземных водах в районе расположения карьера уменьшается, а в зимнюю межень идет их накопление. По результатам многолетних наблюдений повышенные концентрации загрязняющих веществ наблюдаются по фенолам (от 0,001 до 2,0 мг/дм3), нефтепродуктам и железу. Минерализация подземных вод (от 3755 до 6181 мг/дм3) почти сравнялась с минерализацией сточных вод карьера. В связи со строительством нового золоотвала (карьер «Новый») в непосредственной близости от карьера «Южный» предполагается инфильтрация загрязненных сточных вод в карьер «Новый». Особую опасность возможного загрязнения вредные вещества гидрозолоотходов представляют для лечебных минеральных подземных вод Северодвинского месторождения.

В 2002 году установлено, что по различным причинам для выполнения мониторинговых работ может быть задействована лишь одна скважина из 5-ти ранее пробуренных. В связи с чем Северодвинской ТЭЦ-1 разработана и утверждена (03.09.2002 г.) новая Программа мониторинга подземных вод на участке складирования золоотходов в карьере «Южный».

ФГУП «МП «Звездочка» на территории своих промышленных площадок выполняет следующие виды мониторинга окружающей среды:

• мониторинг подземных вод;

• мониторинг грунтов;

• комплексный экологический мониторинг на территории накопителей токсичных промышленных отходов.

Для осуществления мониторинга подземных вод на промышленных площадках предприятия пробурено 22 наблюдательных скважины, в том числе: на территории КОС пробурено 6 скважин, на объектах спецхранения — 16 режимных скважин.

Работы по определению химсостава подземных вод в скважинах КОС осуществляются на основании схемы лабораторного контроля. Пробы подземных вод отбираются батометром 2 раза в год на определение тяжелых металлов: свинец, медь, никель, цинк, хром (III), ртуть и кадмий. Концентрация железа общего в подземных водах в 2002 году колебалась в пределах от 0,025 до 1,76 мг/дм3, меди — от 0,003 до 0,031 мг/дм3, цинка — от 0,0 до 0,1 мг/дм3, марганца — от 0,0 до 0,12 мг/дм3. Остальные определяемые ингредиенты в подземных водах не обнаружены. Контроль активности проб грунтовых вод из этих же контрольных скважин осуществляется отделом ядерной и радиационной безопасности в соответствии с программой текущего контроля. Превышение значений контрольных уровней за период наблюдений не зафиксировано. АОБ — в пределах 0,5 — 5,8 Бк/л при контрольном уровне 11 Бк/л.

Для возможности осуществления радиометрического контроля подземных вод в санитарно-защитной зоне объектов спецхранения пробурено 4 скважины, в зоне строгого режима — 8 режимных скважин и у площадки временного хранения контейнеров — 4 наблюдательных скважины. Результаты радиометрического анализа как по АОБ, так и по радионуклидному составу (К-40, Со-60, Sr-90, Cr-137, Се-144) не выявили превышения контрольных уровней.

ФГУП «МП «Звездочка» осуществляется регулярный контроль за содержанием тяжелых металлов в илах КОС. Периодичность отбора — 8 раз в год, перед освобождением иловых карт. Концентрация железа общего составляет от 7,8 до 20,4 мг/г; меди — от 0,11 до 1,24 мг/г; никеля — от 0,014 до 3,0 мг/г; хрома общего — от 0,0 до 0,54 мг/г; цинка — от 0,72 до 8,15 мг/г; свинца — от 0,0 до 0,21 мг/г; кадмия — от 0,0 до 0,13 мг/г и марганца — от 0,55 до 1,62 мг/г.

Согласно требованиям государственной экологической экспертизы, условиям разрешения на эксплуатацию места складирования отходов и в соответствии с утвержденной схемой контроля предприятием на накопителе токсичных промышленных отходов выполняется экологический мониторинг, который выражается в отборе проб воздуха, грунтов, ливневых и талых вод.

Результатами анализов воздушной среды на площадке ТПО, выполненными в 2002 году, подтверждено отсутствие углеводородов (С1-С10), бензола, толуола, окислов Сг (YI),акрилонитрила, HCI, фенола и формальдегида.

Дождевая проба отбирается по периметру площадки (4 разовых пробы) 1 раз в год, в теплый период. Определение тяжелых металлов выполняется из объединенной пробы. Результаты химанализа: рН = 6,9; ХПК = 181,4 мгО2/дм3; свинец, хром общий, хром (YI) и ртуть не обнаружены.

Пробы грунтов отбираются на некотором удалении от накопителя токсичных промышленных отходов, так как непосредственное место хранения контейнеров забетонировано. В 2002 году обнаружено превышение в грунтах содержания железа (12,0 мг/г = 2,4 ПДК) и никеля (0,05 мг/г = 12,5 ПДК). Хром общий не обнаружен. Концентрация марганца составила 0,2 мг/г, что ниже ПДК почв (0,4 мг/г). Ртуть и свинец не определялись.

ФГУП «Котласский электромеханический завод» имеет спецхранилище для захоронения осадков очистных сооружений площадью 0,54 га, расположенное на территории городской свалки. На территории хранилища пробурены (1995 г.) две наблюдательные скважины. Концентрация тяжелых металлов в 2002 году в подземных водах: хром — от < 0,01 до 0,018 мг/дм3, кобальт — от < 0,01 до 0,04 мг/дм3, медь — от 0,011 до 0,084 мг/дм3, цинк — от 0,008 до 0,028 мг/дм3, кадмий — < 0,01 мг/дм3, никель — < 0,08 мг/дм3, марганец — от 0,2 до 0,3 мг/дм3, железо от 1,1 до 13,2 мг/дм3.

В 2002 году по заказу ОАО «Онежский ЛДК» и ОАО «Гидролизный завод» (г.Онега) Архангельским государственным техническим университетом выполнена научно-исследовательская работа на тему: «Паспортизация накопителей отходов и определение объема сбросов на болото Конинник (г.Онега) с разработкой рекомендаций по организации мониторинга». В ходе проведения работ выполнена топографическая съемка болота с привязкой трубопроводов сточных вод, пульпопроводов и свалок ОАО «Гидролизный завод», ОАО «Онежский ЛДК» и ОАО «Онегалес»; определен расход Лов-ручья, вытекающего из болота и впадающего в Белое море; рассчитан поверхностный сток болота Конинник; отобраны пробы сточных, поверхностных и грунтовых вод; исследованы состояния почв, грунтов и растительности в районе размещения отходов.

Наибольшая концентрация практически всех загрязняющих компонентов отмечается у места складирования лигнина, а также у выпуска сточных вод «Онежского гидролизного завода». На северной окраине болота фиксируется значительное превышение ПДК по всем определенным компонентам (взвешенные вещества, ХПК, аммоний солевой, фосфаты, метанол, нефтепродукты, лигнинные вещества и фенолы). В достаточной степени загрязнен участок болота у золоотвала, особенно по взвешенным веществам.

Осаждение ила и топляков на дне Лов-ручья и других водотоков в северной части болота Конинник, снижение фильтрационных способностей торфа в центральной части болота из-за осаждения в нем золы, органических веществ из жидких отходов гидролизного производства, перекрытия части болота золоотвалом, свалками лигнина, лесосечных отходов и отходов лесопиления ведет к подтоплению. На болоте уже сейчас появляются топи. Выступившая по мере накопления отходов на поверхности болота вода вызвала асфискацию (задыхание) и отравление корней деревьев с последующим их отпадом в виде сухостоя. Часть деревьев здесь уже являются сухостойными, часть перейдет в эту категорию состояния в ближайшие год-два. В результате уменьшения величины годового стока вод из болота расширяется площадь насаждений, подвергающихся подтоплению. Это может привести в дальнейшем к сбросу сточных вод через южную оконечность болота и затем в реку Онега. Учитывая токсичность сточных вод болота Конинник и наличие приливных течений воды в реке в черте города, эта перспектива может вызвать серьезные экологические последствия.

Результаты проведенного обследования болота Конинник говорят о том, что разрабатываемая для болота Конинник система экологического мониторинга должна предусматривать включение в нее элементов ингредиентного (покомпонентного) мониторинга и биологического мониторинга (лесного мониторинга, мониторинга состояния почвы и растительного покрова).

Перспективным направлением организации мониторинга источников антропогенного воздействия являются автоматизированные системы контроля качества окружающей среды.

Кроме того, необходимо внедрять расчетные методы оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха. В Архангельске планируется проведение расчетной оценки состояния загрязнения атмосферного воздуха и нормирования выбросов, основанной на результатах сводных расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ всех предприятий города. Исходными данными для проведения расчетной оценки состояния загрязнения атмосферы служит базовая информация, содержащаяся в материалах инвентаризации и проектах нормативов предельно допустимых выбросов предприятий, рабочих проектах строительства новых предприятий, прошедших государственную экологическую экспертизу, а также результаты государственного контроля, фоновые концентрации (полученные по данным натурных измерений, проводимых УГМС).

Мониторинг радиационной обстановки

Наблюдения за радиационной обстановкой на территории Архангельской области осуществляются путем регулярного измерения на стационарной государственной сети Северного УГМС (83 пункта наблюдения) мощности экспозиционной дозы гамма-излучения на местности, отбора и последующего лабораторного анализа проб аэрозолей из приземной атмосферы, атмосферных выпадений, поверхностных вод, суши, моря и морского грунта.

В Государственном Центре атомного судостроения России на средства Северодвинского городского экологического фонда функционирует муниципальная автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО) г.Северодвинск в составе 6 постов контроля, размещенных вблизи потенциально радиационно опасных объектов. Результаты измерений гамма фона по каналу УКВ связи ежечасно поступают на центральный пост, размещенный у оперативного дежурного Управления по делам ГО и ЧС. Главное назначение системы — оперативное обслуживание и незамедлительная передача информации о любом выбросе радиоактивных веществ в атмосферу. Для осуществления государственного мониторинга радиационной обстановки успешно функционирует фильтровентиляционная установка для определения содержания радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, переданная комитетом по охране окружающей среды г.Северодвинска Северному территориальному центру по мониторингу загрязнений окружающей среды.

Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения

Наблюдения за агрохимическим и агроэкологическим состоянием почв сельскохозяйственных угодий области проводятся ежегодно путём сплошных обследований 2 — 3 районов, а также на постоянных контрольных участках, расположенных в 15 районах, специалистами ФГУ «Архангельская станция агрохимической службы».

Экологическое состояние почв сельскохозяйственных угодий оценивается по трём основным направлениям:

 – содержание тяжёлых металлов в почвах;

 – радиационная обстановка;

 – загрязнение почв остаточными количествами пестицидов.

В 2002 году Станция агрохимической службы «Архангельская» закончила первый этап изучения содержания валовых форм тяжёлых металлов в почвах сельхозугодий области. Всего обследовано 62,5 тыс. га в 17 районах области (за исключением Лешуконского и Мезенского районов). Предварительное обобщение результатов представлено в разделе 3 «Почвы и земельные ресурсы», радиологические показатели на участках мониторинга радиационной обстановки — в разделе 7 «Радиационная обстановка» настоящего доклада.

Система мониторинга земельных ресурсов, являющаяся подсистемой единой экологической системы мониторинга, должна обеспечить получение базовой, периодической и оперативной информации о качественном состоянии земель, развитии негативных процессов в целях оптимизации управления земельными ресурсами.

Мониторинг экологической среды на территориях проведения геологоразведочных работ

При составлении проекта на проведение поисковых геологоразведочных работ обязательным разделом является проект мониторинга геологической среды, который представляется недропользователем на государственную экологическую экспертизу. Локальный (объектный) мониторинг на буровых площадках всех лицензионных площадей производится за счет собственных средств недропользователей.

В 2002 году локальный (объектный) мониторинг осуществлялся ЗАО «Тера» на лицензионном участке Белая. Пробы анализировались в соответствии с перечнем химических элементов, образующих эко-токсичные и гигиенически опасные химические соединения, сопутствующие геологоразведочным работам: Со, Си, Ni, Pb, Zn, Hg, Ag, As и нефтепродукты. Результаты всех лабораторных работ свидетельствуют что среднее содержание вышеуказанных элементов увеличивается незначительно и не превышает ПДК и ОДК почв. Фоновые концентрации тяжелых металлов практически равны их концентрациям в конечных пробах после завершения работ. Основным нефтесодержащим загрязнителем при бурении является дизельное топливо (С12-С19). Максимальное суммарное значение составляющих дизтоплива до бурения — 8,63 мг/кг грунта, после бурения — 27,99 мг/кг, что составляет допустимый уровень загрязнения.

В 2002 году, в соответствии с утвержденным Проектом на проведение разведочных работ, на месторождении алмазов им. Гриба проведены эколого-геохимическое и биогеохимическое опробование, мониторинг фауны, водных систем и антропогенного воздействия на растительность.

Для изучения фонового состояния окружающей среды, оценки воздействия на нее проводимых геологоразведочных работ и будущей разработки месторождения проведено эколого-геохимическое и биоэкологическое опробование всех ее основных компонентов. Опробование проводилось по профилям, ориентированным вкрест генерализованного простирания ландшафта, и в пределах непосредственного ведения буровых работ на площади 82,6 кв. км.

Северным филиалом ВНИИ охотничьего хозяйства и звероводства выполнены работы по этапу 1 (зимне-весенние мониторинговые исследования) и этапу 2 (весенне-летние мониторинговые исследования) по ведению мониторинга фауны на Верхотинской площади.

Северным отделением ПИНРО (СевПИНРО) выполнены рекогносцировочные исследования водных объектов Верхотинской площади (оз. Черное, р. Кукомка, оз. Волчьи, оз. Западные Мегорские, оз. Большое Восточное Мегорское) по сетке наблюдательных станций. На основании изучения прилегающих к месторождению водных систем будут выбраны фоновые точки для мониторинга. По результатам первичного анализа проб зообентоса установлено, что в речных системах его видовое разнообразие, численность и биомасса больше, чем в озерах. Определен видовой состав ихтиофауны, и установлена структура озерных ихтиоценозов. Собран полевой материал для изучения биологических особенностей рыб, а также их распределения в летний период.

Институтом экологических проблем Севера УрО РАН начаты работы по изучению антропогенного воздействия геологоразведочных работ на месторождении им. В.Гриба на растительность. Проведено рекогносцировочное обследование территории, закладка пробных площадок и отбор проб.

Мониторинг экзогенных геологических процессов

В 2002 г. ведение мониторинга экзогенных геологических процессов (ЭГП) было представлено режимными наблюдениями по Двиноостровской и Голубинской областям развития ЭГП. Верхнедвинская область по мониторингу оползневого процесса и овражной эрозии с 2000 г. законсервирована из-за недостатка финансирования. Объектный мониторинг ЭГП проводился государственным природным заповедником «Пинежский».

Режим карстового процесса по Голубинской области развития ЭГП

В 2002 г. были продолжены работы по подготовке наблюдательной сети, проведены сезонные режимные наблюдения за активностью карстового процесса.

В пределах участков наблюдений подсистемы мониторинга (НПСМ) ЭГП Придорожный, Сычево-1, Сычево-2 изучалась геодинамика карста, имеющая выражение на качественном и количественном уровнях. По благоприятности условий карстификации микрополигоны располагаются в следующем порядке: Придорожный, Сычево-1, Сычево-2. На общей площади изучения в 57,38 га выявлено 196 проявлений карста. По современному состоянию процесса они распределяются следующим образом: 119 проявлений (60,7%) — активные, 38 (19,4%) — колебательно-активные или нейтральные, 39 (19,9%) — пассивные.

Общей чертой режима карстового процесса в 2002 году являлось продолжение активности по тем же объектам, что и в 2001 году. Региональная активизация карста не регистрировалась (под региональной активизацией ЭГП понимается практически одновременный переход на изучаемой территории в активную фазу развития свыше 60% зафиксированных проявлений ЭГП и/или образование многочисленных новых форм проявлений ЭГП).

Режим переработки берегов по Двиноостровской области развития ЭГП

Мониторинговые наблюдения за размывом берегов в дельте р. Северной Двины ведутся по 59 створам на 17 участках наблюдения, расположенных на протоках второго порядка. В 2002 году размыв пойменных берегов островов на отдельных участках выше, чем в прошлом году. Средний размыв бровки берегового уступа по 59 наблюдательным створам составил 0,385 м, или 57,42% от среднемноголетнего.

Площадь размытых земель в 2002 г. составила 3370,8 м2. Наиболее активный размыв берегов наблюдался на режимных участках №3 (о. Пр. Кошка), №5 (о. Тиноватик), №11 (о. Зеленец), №23 (о. Ластола). На участках активного размыва средняя скорость обрушения бровки берега — 0,56 — 1,5 м за год. Максимальный размыв берега произошел на острове Зеленец (участок №11, створ 11 — 6) и составил 5,0 м. Прогноз величины среднегодового размыва по наиболее активным участкам на 2003 г. составляет 1,09 м/год (по участкам №3, 4, 5, 8, 11, 18, 23).

Подверженность населенных пунктов и хозяйственных объектов воздействию ЭГП

В ходе проведения работ по мониторингу карста определены площади, пораженные карстово-суффозионным процессом на территории всех районов Архангельской области. Площадь поражения — 49780 км2, что составляет 16,12% всей территории Архангельской области. Наибольшая пораженность характерна для Каргопольского, Плесецкого, Холмогорского районов. Площадь, пораженная карстово-суффозионным процессом в Пинежском районе, составляет 5490 км2.

По результатам обследования в 2002 г. участков наблюдений по Двиноостровской области развития ЭГП установлено негативное воздействие ЭГП на хозяйственные объекты, находящиеся в прибрежной полосе. Опасность подмыва жилых домов и построек сохраняется в населенных пунктах Андрианово, Вагино, Ниж. Рыболово, Студименское.

Мониторинг рыбных запасов

Архангельская область имеет следующий рыбохозяйственный фонд:

 – длина береговой линии моря — 1325 км;

 – морская площадь — 57500 км2;

 – из них на особом режиме — 210 км2;

 – озерной фонд — 22397 озер общей площадью 1663,060 тыс.га, из них запаспортизировано 1428 озер общей площадью водного зеркала 343,8 тыс.га;

 – речной фонд — 2915 рек общей длиной водотока 89399 км, из них 252 — семужье-нерестовых реки с общей протяженностью водотоков 21974 км.

Мониторинг рыбных запасов осуществляется ФГУ «Севрыбвод».

Мониторинг мест размещения отходов производства и потребления

В рамках выполнения постановления Правительства РФ №818 от 26 октября 2000 г. «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов» необходимо проведение инвентаризации мест размещения отходов и ведение регионального реестра объектов размещения, формирование банка данных об отходах и технологиях их использования и обезвреживания.

Социально-гигиенический мониторинг

В целях координации усилий по охране здоровья населения от неблагоприятного воздействия факторов среды обитания постановлением Главы администрации Архангельской области №23 от 27 июня 2002 г. утверждено Положение о социально-гигиеническом мониторинге в Архангельской области. В рамках осуществления социально-гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:

 – организация системы непрерывного наблюдения за показателями, характеризующими состояние здоровья, приоритетными факторами среды обитания человека и формирование специализированных баз данных;

 – выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

 – обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению мониторинга;

 – выработка предложений для принятия государственными органами исполнительной власти Архангельской области и органами местного самоуправления решений, региональных программ и нормативов по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области.

Ведение социально-гигиенического мониторинга возложено на Центр Госсанэпиднадзора в Архангельской области.

Мероприятия по организации сети экологического мониторинга и осуществлению наблюдений за состоянием окружающей среды реализуются в рамках областных целевых программ, при наличии средств в областном бюджете. В 2002 году областным законом Архангельской области «Об областном бюджете на 2002 год» на создание и совершенствование систем мониторинга окружающей среды предусматривались средства в объеме 2750 тыс.руб., фактически направлено 1056,8 тыс.руб. (38%).

В числе программ по осуществлению экологического мониторинга:

 – программа «Оценка хранения нефти и нефтепродуктов, ликвидация очагов загрязнения и мониторинг за их состоянием на территории Архангельской области, на 1997 — 2003 гг.» (согласована решением правительства администрации Архангельской области от 28 октября 1997 г. №10/1);

 – целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Архангельской области» (утверждена постановлением администрации Архангельской области от 5 декабря 2001 г. №491), которой предусмотрено создание региональной подсистемы в составе федеральной единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО);

 – «Областная целевая программа работ по гидрометеорологическому обеспечению органов государственной власти Архангельской области и развитию системы гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на 2002 — 2003 годы» (утверждена постановлением главы администрации Архангельской области от 7 сентября 2001 г. №391).

В областную программу «Оценка хранения нефти и нефтепродуктов, ликвидация очагов загрязнения и мониторинг за их состоянием на территории Архангельской области» включены 450 объектов с объемом единовременного хранения нефтепродуктов свыше 150 м3 каждый.

В соответствии с программой обследовано порядка 35 складов ГСМ. Обследование заключалось в визуальном осмотре территории, проходке шурфов, скважин, отборе проб, составлении картографического материала. В 2002 году обследовано 4 объекта нефтепродуктообеспечения, находящихся на балансе ОАО «НК «Роснефть-Архангельск-нефтепродукт». Все работы выполнены за счет собственных средств предприятия, выполнялся мониторинг грунтов на трех филиалах: Няндомском, Виноградовском и Лешуконском.

Концентрация нефтепродуктов в грунтах, отобранных с поверхности, на территории Няндомского филиала колеблется от 298 до 7750 мг/кг, т.е. от допустимого до очень высокого уровней загрязнения. Из десяти отобранных проб пять отвечали допустимому уровню (ниже 1000 мг/кг), одна — низкому (от 1000 до 2000 мг/кг), две — высокому (3000 — 5000 мг/кг) и две — очень высокому (свыше 5000 мг/кг).

На территории Виноградовского цеха все отобранные пробы грунтов (4 шт.) соответствовали допустимому уровню (177 — 660 мг/кг). Контрольный отбор проб на участке расположения Лешуконского филиала также не выявил загрязнения грунтов нефтепродуктами (содержание 483 — 551 мг/кг).

На территории Котласской нефтебазы ОАО «НК «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» в 1995 году проведены работы по оценке площади загрязнения грунтов и подземных вод нефтепродуктами. Установлено, что пролитые нефтепродукты локализовались в виде трех отдельных линз с общим расчетным объемом извлекаемых нефтепродуктов 700 м3. В этом же году начаты работы по откачке подземных вод из 14-ти скважин. В период с 1995 по 2001 год откачено 3 403,9 м3 загрязненных подземных вод, при этом объем извлеченных нефтепродуктов составил 144,545 м3 (115,6 т). В мониторинговую сеть включены, согласно утвержденной программе, 9 наблюдательных скважин. Отбор проб подземных вод ведется ежемесячно, откачка подземных вод — в период паводка. В 2002 году продолжены работы по откачке загрязненных подземных вод. Откачено 453,6 м3 со средней концентрацией нефтепродуктов 19,9 мг/дм3. В этом же году выполнен контрольный отбор проб грунтов в поверхностном слое. Среднее содержание нефтепродуктов составило 3 636,0 мг/кг.

В ходе проведенных в 2002 году ГУПР по Архангельской области проверок предприятий установлено, что организация и проведение производственного контроля над потерями нефтепродуктов и мониторинга состояния подземной среды находятся на низком уровне. Лишь два предприятия, а именно Северодвинская ТЭЦ-2 и ОАО «НК «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» (Котласская нефтебаза), имеют сеть наблюдательных скважин на территориях объектов хранения нефтепродуктов, по которым осуществляется локальный (ведомственный) мониторинг подземных вод.

Источник: Доклад «Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области в 2002 году» (Главное Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Архангельской области, 2003)



08 декабря 2004 В Архангельской области началась разработка "Паспорта безопасности территории"
14 декабря 2004 Архангельское региональное отделение ВООП приглашает на общественные слушания
12 января 2004 Архангельские ученые предостерегают от строительства АЭС в районе Рикасихи
21 февраля 2005 45 работников трамвайно-троллейбусного предприятия обратились к кандидатам на пост мэра Архангельска
11 февраля 2005 На "круглом столе" обсудят соблюдение экологических законов при строительстве объектов в городах
30 декабря 2004 Экологический мониторинг в Архангельской области в 2003 году
30 марта 2005 Что оцениваем: воздействие на людей или на окружающую среду?
13 апреля 2005 Обсуждены экологические аспекты реконструкции комплекса слива нефтепродуктов
03 июня 2005 На общественных слушаниях жители Архангельска высказались против строительства бензозаправки
30 июня 2005 Экологическая общественность России требует экспертизы космической программы
22 июля 2005 Нефтяная компания отложила постройку АЗС в зеленом парке Архангельска

Copyright ©2002–2017 Экологический сайт Архангельской области